IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в данную темуНачать новую тему
> Медитация, Решил выложит может кому то понадобится)
indagator
сообщение 5.10.2013, 20:37
Сообщение #1


Проходивший мимо
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 49
Регистрация: 2.7.2012
Пользователь №: 107 168
Знак Зодиака:
Страна:




Пардон то что выкладываю сюда,но думаю выложил в нужный раздел,от части медитация то же относится к сталкингу.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ МЕДИТАЦИЯ
(Компиляция из различных источников)

Когда я занимался созерцанием в горах, я считал аналитическую медитацию наиболее мощной практикой.
Геше Джампа Тинлей
«Основы тибетской медитации»

Часть первая
ТЕОРИЯ
Позитивная и негативная аналитическая медитация
Аналитическая медитация обладает большой силой. С ее помощью мы можем изменить свой подход к реальности. Примером аналитической медитации может быть наш анализ борьбы с гневом, т.е. когда мы начинаем размышлять, откуда берется гнев, когда начинаем понимать, что наш гнев возникает из-за нашей собственной ограниченности и эгоистичности, и когда мы задаем вопрос: «А почему я должен думать так и из-за этого страдать?» Когда мы видим истинную причину гнева и решаем от него избавиться, когда мы приходим к желанию не гневаться больше, и когда чувствуем себя более счастливыми, это и есть аналитический процесс, в ходе которого мы освобождаемся от гнева, это и называется «аналитическая медитация».
В жизни мы все имеем дело с аналитической медитацией. Но иногда это бывает негативная аналитическая медитация, например, о зависти. А благодаря положительной аналитической медитации, можно выработать много благих качеств.
Аналитическая медитация — просто размышление, но она дает вам убежденность и чувство. Так если вы делаете «аналитическую медитацию злости», вы ведь не стоите просто так, бесчувственно размышляя о своем враге. И чем больше вы размышляете, тем больше испытываете злости. Также и здесь. Изучение аналитической медитации чрезвычайно важно, потому что это могучий инструмент, который изменяет наши жизненные установки. Почему мы склонны негативно относиться ко многому? Потому, что проделываем негативную аналитическую медитацию изо дня в день. Никто не учил нас таким вещам, мы сами мастера в этом деле. Вместо того, чтобы заниматься медитацией укрепления негативных установок, лучше заниматься медитацией укрепления позитивных созидательных состояний, таких как любовь, сострадание. Тогда естественным образом ваши позитивные качества будут возрастать.
Если вы развиваете аналитическую медитацию гнева, например, размышляете, что человек сейчас сделал дурное, и тогда он сделал тоже дурное, — чем больше вы так размышляете, тем больше возрастает гнев. Даже если кто-то попробует нарушить эту картину в вашем сознании, вы не захотите думать иначе. Лучше таким же образом проделывать аналитическую медитацию о невечности, любви и сострадании. Ум, который формируется медитацией, можно уподобить металлу, который меняет форму, когда мы его разогреваем. Когда мы разогрели металл докрасна, мы можем менять его форму. И когда вы проделываете медитацию о невечности, о сострадании, любви и т. п., ум подготавливается этими медитациями. Посмотрите на свое состояние: когда вы находитесь в состоянии любви и сострадания, попробуйте заняться медитативным сосредоточением и сравните это с тем, как у вас это будет получаться в состоянии раздражения и злости. В результате собственного опыта вы убедитесь, насколько важна для развития шаматхи аналитическая медитация.
Геше Джампа Тинлей «Основы тибетской медитации»

Шаматха и випашьяна
Шаматху и випашьяну [медитацию на пустоту] следует практиковать вместе. Представьте себе, как рыба плавно движется в чистой глади озера, не возмущая волн. Озерная гладь — это шаматха, блаженное умиротворение ума. Рыба — аналитическая медитация, которая не нарушает это спокойствие. Посредством випашьяны вы развиваете в себе очень твердое убеждение, что никакого самобытия нет. Его не было раньше, нет сейчас, и не будет в будущем. Все существующее, включая и нас самих, лишено и крупицы самобытия. Даже сама пустота пуста от самобытия… А затем вы пребываете на этом чувстве. С помощью шаматхи ваша аналитическая медитация становится все более и более чистой. А затем к вам приходит прямое постижение пустоты, свободное от концепций. Таким образом, все более точное концептуальное понимание пустоты становится причиной для ее прямого познания.
На данном этапе мы не способны познать пустоту напрямую. Поэтому мы должны развивать свое концептуальное понимание. Откуда оно возникает? Как я уже говорил, из размышлений и еще раз из размышлений. А в основе правильных размышлений лежат сведения, почерпнутые во время слушания истинного учения. Именно поэтому Будда уделял такое большое внимание не только медитации, но также слушанию и размышлению. Прослушав много раз учение, вы делаете первый шаг от извращенного состояния ума к сомнению. Затем посредством размышления вы продвигаетесь по остальным уровням развития ума. Ваш ум становится все сильнее и сильнее, пока не постигает реальность напрямую.
Геше Джампа Тинлей «Ум и пустота»

Суть шаматхи — однонаправленная медитация, тогда как суть випашьяны — аналитическая медитация, но это не означает, что всякая однонаправленная медитация тождественна шаматхе или что всякая аналитическая медитация тождественна випашьяне. К тому же випашьяна — это не обязательно просто медитация, постигающая пустоту, конечную форму существования явлений, а шаматха — не обязательно медитация на один из разнообразных существующих феноменов, а не на конечную форму их существования. Шаматха и випашьяна — виды медитации, которые различаются с точки зрения способа медитации, но не с точки зрения объектов сосредоточения. Поэтому объектом шаматхи может быть пустота или же одно из множества явлений; точно так же объектом випашьяны не обязательно является пустота — этим объектом может быть один из множества существующих феноменов.
Почему необходимо достичь единства шаматхи и випашьяны? Я уже объяснял, что аналитическую способность особого видения, или проникновения в суть вещей, можно развить только как дополнение к устойчивой однонаправленности ума. К примеру, чтобы разглядеть что-нибудь в темноте, нужно зажечь свечу и она должна гореть ярко, не колеблясь от порывов ветра. Точно так же нам нужно сознание, которое не могли бы поколебать ни представления, ни вялость, ни возбужденность, то есть сознание, наделенное фактором устойчивости и вдобавок обладающее способностью к анализу.
В Махаануттара-йогатантре объясняется, что шаматху и випашьяну можно обрести одновременно с помощью специального метода. Кроме того, согласно Махаануттара-йогатантре, випашьяну можно обрести в итоге практики, основанной не на аналитической медитации, а на однонаправленной. Это снова возвращает нас к вышеупомянутым методам, которые, если их правильно применять, всего за несколько месяцев могут привести к одновременному достижению шаматхи и випашьяны.
Далай лама XIV «Гарвардские лекции»

Часть II
ПРАКТИКА
(Отрывки из книги Сантье Кхадро «Как медитировать»)
Медитация на пустоту
Начните с медитации на дыхание, чтобы расслабиться и успокоить свой ум. Ясно представьте себе побудительный мотив выполнения этой медитации для того, чтобы в конечном итоге стать просветленным на благо всех существ.
А теперь, задействовав всю свою бдительность и наблюдательность, медленно и осторожно осознайте «я». Кто или что думает, чувствует и медитирует? Как по вашему мнению возникло это «я»? Каким оно кажется вам? Может быть, «я» есть порождение вашего ума? Или же оно существует самостоятельно, независимо, само по себе?
Если вы полагаете, что можете установить «я», тогда попытайтесь определить его местонахождение. Где находится это «я»? Оно в вашей голове… глазах… сердце… руках… животе… ступнях? Внимательно исследуйте каждую часть своего тела, включая органы, сосуды и нервы. Вы можете отыскать свое «я»? Возможно, оно совсем маленькое и тонкое, тогда рассмотрите клетки, атомы, составные части атома.
Изучив все тело, снова спросите себя, как ваше «я» проявляет свое видимое существование. Оно до сих пор кажется вам живым и очевидным? А ваше тело это «я» или нет?
Возможно, вы считаете ум своим «я». Ум это постоянно изменяющийся поток мыслей, чувств и других переживаний, которые появляются и исчезают, сменяя друг друга с большой скоростью. Которая из мыслей есть «я»? Это нежная мысль… гневная мысль… ощущение счастья… ощущение депрессии? Может быть, «я» есть медитирующий ум… грезящий ум. Можете ли вы найти «я» в своем уме?
Осталось ли еще какая-то область, в которой можно поискать «я»? Может ли «я» существовать в другом месте или другим образом? Исследуйте любую возможность, которую только сможете вообразить.
И снова обратите внимание на то, как проявляется ваше «я», как вы ощущаете его. Вы замечаете какую-то перемену после того, как искали «я»? Вы все еще полагаете, что оно такое же крепкое и реальное, как казалось вам раньше? Его существование и поныне видится вам самостоятельным и независимым?
Далее разделите в уме свое тело на части. Вообразите, что все атомы разделены и летают сами по себе. Многие миллиарды крохотных частиц разбросаны в пространстве. Представьте себе, что вы и в самом деле видите это.
А теперь разделите на части свой ум. Пусть каждая мысль, чувство и ощущение разлетятся в стороны.
Сохраняйте такое переживание пространства, не смущаясь мыслями. Когда возникнет ощущение независимого изначального «я», снова проанализируете его. Это «я» существует в теле? В уме? Как выражается его существование?
Не делайте ошибку, думая: «Я не тело и не ум, следовательно я не существую». В вашем существовании нет сомнений, но не так, как вы инстинктивно чувствуете, то есть независимо и отдельно от всего остального. Вообще-то, ваша самость существует в зависимости от ума и тела, и эта комбинация является основой, которому концептуальное мышление приписывает термин «я», «самость», «Мэри» или «Джек». Именно вы сидите в медитации и предполагаете: «Возможно, я не существую!»
Все на свете обязано своим существованием причинам и условиям, частям и названиям. Именно так обычно обстоит дело, и понимание взаимозависимости всего сущего есть главное условие для понимания высшей природы всякой вещи, а именно ее пустоты. Относительная природа вещи выражается ее зависимостью от причин и обстоятельств, а ее высшая природа — пустотой изначального независимого существования.
А теперь задумайтесь о том, насколько обусловлено ваше тело, ведь оно зависит от кожи, крови, костей, ног, рук, органов и прочих моментов. И каждый из этих пунктов в свою очередь зависит от собственных частей, то есть клеток, атомов и составляющих частей атома.
Подумайте о своем уме, как он существует в зависимости от мыслей, чувств, ощущений, и как в свою очередь все это существует в зависимости от предыдущих сознательных переживаний, которые и породили мысли, чувства, ощущения.
А сейчас вернитесь к своему ощущению самости или «я». Подумайте о том, насколько обусловлено ваше существование, ведь вы зависите от ума, тела и имени, то есть частей самости.
Например, когда тело голодное или замерзло, вы думаете: «Я голоден», «Мне холодно». Когда у ума есть представление о чем-то, вы говорите: «Я думаю». Когда вы влюбляетесь в кого-то, вы говорите: «Я люблю тебя». Представляясь кому-то, вы говорите: «Я такой-то, а зовут меня так-то».
Есть ли твердое, неизменное и независимое «я» отдельно от этого ощущения себя, зависящего от вечно текущих и постоянно меняющихся потоков тела и ума?
Простое отсутствие такого изначально существующего «я» и есть пустота самости.
Закончите сессию выводом о том, как вы, а именно ваша самость, существуете. Завершите медитацию, прямо посвятив всю положительную энергию и возникшее озарение просветлению всех существ. Подумайте, что ваша медитация это только один шаг по пути, в конце которого вы обретете непосредственное восприятие пустоты и, таким образом, отсечете корень страдания и неудовлетворенности.
Медитация осознания смерти
В подготовительной стадии приведите свой ум в спокойное бдительное состояние и ясно подумайте о своем побудительном мотиве выполнения этой медитации. Возможно, вы захотите прочесть некоторые молитвы, которые я приведу в книге далее.
Потом начните созерцать предмет расслабленным, но абсолютно концентрированным умом, используя аналитические рассуждения, обогащенные собственным опытом и пониманием, стараясь глубоко прочувствовать предмет. Помните о том, что если во время сессии вы вдруг обретете сильное интуитивное переживание сути исследуемой темы, тогда вам следует как можно дольше удерживать свое ощущение в фокусе внимания.
Неизбежность смерти
1. Каждый человек рано или поздно умрет.
На грядущие дни, месяцы и годы мы планируем много дел. Хотя смерть это единственное событие, которое случится непременно, мы не распространяем на нее свои планы.
Для того чтобы вызвать ощущение неизбежности смерти, сначала вспомните людей прошлого: знаменитых правителей и писателей, музыкантов, философов, святых, преступников и обычных людей. Когда-то эти люди были живы; они работали, думали и писали, любили и боролись, наслаждались жизнью и страдали. В конечном итоге все они умерли.
Есть ли на свете человек, который живет вечно, которому не нужно умирать? Жизнь и мужчины и женщины неминуемо завершится, каким бы мудрым, богатым, властным и популярным ни был человек. То же самое верно в отношении остальных живых существ. При всех достижениях в науке и медицине от смерти до сих пор не отыскали снадобье, и в мире ни один человек никогда не сможет искоренить смерть.
А теперь вспомните всех людей, которых вы знаете. Осветите всех их в памяти по очереди, осознавая, что каждый из них со временем умрет.
Подумайте обо всех людях на земле в этот миг. Через сто лет из этих миллиардов останется в живых ли горсть людей. Вы сами будете мертвы. Ощутите этот факт всем существом.
2. Срок вашей жизни постоянно сокращается.
Время идет, даже когда вы сидите. Секунды превращаются в минуты, минуты — в часы, часы — в дни, дни — в годы, и вы становитесь к смерти все ближе. Какое-то время удерживайте осознание на переживании этого непрерывного потока времени, несущего вас к занавесу жизни.
Если бы вы выпали из самолета без парашюта, то ясно осознали бы приближение смерти. Вообразите, что с вами и в самом деле произошел такой случай, и отметьте, какие мысли и чувства проходят через ваш ум.
По сути, в вашей жизни примерно такая же ситуация: вы без остановки движетесь к смерти и ничего не можете сделать для того, чтобы избежать или отложить ее.
3. В оставшейся жизни у вас очень мало времени на то, чтобы развить свой ум.
При условии, что после вашей смерти продолжит свое существование только ум, единственным ценным явлением тогда будет положительная и конструктивная энергия, которую вы создали на протяжении жизни. Но сколько времени вы по-настоящему посвящаете познанию своего ума, совершению добрых поступков ради других людей, развитию мудрости и сострадания?
Сколько примерно часов в сутки вы спите? Сколько часов вы работаете? Сколько часов вы тратите на еду и общение с друзьями и родственниками? Сколько часов вы тратите на депрессию, разочарование, скуку, гнев, сожаление, зависть, лень и критику? И в конце концов, сколько времени вы тратите на сознательные попытки улучшить состояние своего ума?
Будьте честными перед собой в таких рассуждениях. Оцените свою жизнь подобным практическим образом, чтобы ясно увидеть, сколько времени вы тратите на поступки, которые приносят положительные результаты, то есть счастье себе и другим людям.
Проведя медитацию с этими тремя установками, мы разовьем в себе решимость жить мудро и осознанно.
Неопределенность часа смерти
4. Никто не знает, сколько лет он проживет.
Если бы люди умирали в определенном возрасте — скажем, в восемьдесят восемь лет, тогда у нас было бы полно времени и возможностей для подготовки к смерти. Но у нас нет такой определенности, и смерть застает большинство из нас врасплох.
Жизнь может прекратиться в любой миг: в младенчестве, детстве, юности, в возрасте двадцати двух, двадцати пяти, пятидесяти лет или в девяносто четыре года. Даже если сейчас мы молоды и здоровы, это еще не гарантирует нам, что срок нашей жизни будет долгим. Мы можем надеяться прожить до семидесяти или восьмидесяти лет, но не в силах питать уверенность в этом отношении. Все равно можно допустить, что мы умрем в течение сегодняшнего дня.
Очень трудно проникнуться уверенностью в том, что смерть может случиться в любой миг. Мы склонны полагать, что нашему дальнейшему существованию ничто не угрожает, раз до сих пор мы избегали гибели. Но каждый день в мире умирают тысячи людей, тогда как лишь очень немногие среди них ожидали свою скорую кончину.
Выработайте в себе сильное ощущение полной неуверенности в часе своей смерти, ведь у вас просто нет никакой гарантии того, что вы проживете долгий срок.
5. У смерти много причин.
Изо дня в день мы узнаем о каком-нибудь бедствии: извержении вулкана, землетрясении, лесных пожарах, бурях и наводнениях. Мы слышим о войне, голоде и терроризме. От всего этого погибают тысячи людей.
Для тех из нас, которые полагают, что им не грозит подобная насильственная смерть, существуют обыденные причины смерти вроде сердечного приступа, рака и других болезней с летальным исходом. Мы можем попасть в авиа- или автомобильную катастрофу, сгореть в пожаре, утонуть или погибнуть от руки грабителя. Могут стать причиной смерти даже те вещи, которые предназначены для поддержки и защиты нашей жизни, так как дома и гостиницы разрушаются или сгорают, неправильно приготовленная еда и неправильно принятые лекарства могут убить нас. И нужно принять во внимание старость, ведь никто не избежит ее.
Люди умирают во сне, в материнском чреве, придя домой с работы, отправившись в школу, на игровом поле, готовя обед. Смерть может случиться в любое время, в любой ситуации. Поразмыслите над этим. Ясно осознайте, что такова природа жизни на нашей планете, что любая из перечисленных причин смерти может иметь к вам прямое отношение.
6. У человека очень хрупкое тело.
Телу невероятно легко причинить вред. Его можно запросто поранить или сломать себе кости. За несколько минут тело может утратить свою силу и активность и стать слабым, беспомощным, испытывать острую боль.
Сейчас вы, может быть, здоровы, энергичны и ничем не рискуете, но такая малость как вирус или такая мелочь как ржавый гвоздик могут лишить вас силы и стать причиной вашей смерти.
Подумайте об этом. Вспомните те времена, когда вы ранили, повреждали свое тело. Эти происшествия запросто могут случиться вновь, в результате чего вы погибнете.
Ваше тело не будет жить вечно. На протяжении жизни вам удается избегать болезней и несчастных случаев, но тяжесть многих лет в конечном итоге подточит ваши силы. Тогда ваше тело будет подвержено процессу распада, оно утратит свою красоту, живость, а в конечном счете умрет.
Проведя медитацию на эти две установки, мы разовьем решимость прямо сейчас начать работу по преображению ума, так как будущее так неопределенно.
В час смерти вам может помочь только духовное видение
Не важно, сколько мы приобрели или воспитали в своей жизни (в смысле семьи и друзей, богатства, власти, впечатлений от путешествий и так далее), все равно ничто из этого не останется с нами после нашей смерти. Продолжает существование только поток сознания, который несет отпечатки всех наших мыслей, чувств, слов и поступков. Мы должны стремиться умереть, примирясь с собой, чувствуя удовлетворение от образа своей жизни и осознания того, что мы не оставили позади какие-то неразрешенные конфликты с людьми.
В миг смерти единственной настоящей пользой для нас станут отголоски развиваемой нами любви, мудрости, терпения, сострадания и других положительных отношений. Если мы сможем понять это сейчас, тогда у нас появится энергия и решимость жить разумно.
Вы получите яркое подтверждение моих слов, если поразмыслите над следующими тремя пунктами, воображая, что вы действительно умираете.
7. Ни имущество, ни развлечения не могут помочь вам.
Вы лежите на смертном ложе, и ваше тело с каждой минутой слабеет, куда же устремляются ваши мысли? Если вы несчастны или больны, вы обычно укрываетесь среди материальных удобств, но неужели сейчас вам может помочь еда, лекарство, сон, музыка, наркотик или алкоголь?
Подумайте о своем имуществе, ведь вы отдали столько сил ради приобретения всех этих вещей, которые призваны удовлетворить ваши потребности и желания. И что теперь вещи могут сделать для вас?
Попытайтесь осознать свою зависимость от этих вещей и вспомните о том, что вы не сможете забрать их с собой. И дело не ограничивается тем, что вещи не смогут помочь вам, когда наступит смерть, но они только помешают вам уйти в мире и покое.
8. Близкие и любимые люди не могут помочь вам.
Вы обратитесь за помощью, прежде всего, к близким и любимым людям, которые старательно заботятся о вас и оказывают на вас некоторое влияние, которые окружили вас уютом и безопасностью. Но теперь, когда ваше сознание ускользает, они не так уж и много могут сделать для вас. Вы абсолютно одиноки в своем переживании смерти.
Если вы будете цепляться за дорогих вашему сердцу людей, если будете горевать при мысли о том, что удаляетесь от них, то тем самым лишь поселите хаос в своем уме и сделаете невозможной смерть в мире и покое.
Осознайте, насколько вы привязаны к родственникам и друзьям. Поймите, что вам совсем не годится питать к ним такую глубокую привязанность как при жизни, так и в преддверии смерти.
9. Ваше тело не может помочь вам.
Ваше тело с рождения выступает вашим постоянным спутником. Вы знакомы с ним ближе, нежели с чем-то или кем-то другим. Вы заботились о своем теле и защищали его, беспокоились о нем и мыли его, ощущали через него удовольствие и боль. Тело это ваше самое драгоценное сокровище.
Но вот вы умираете, и это значит, что вы отделитесь от тела. Оно будет слабеть и в конце концов станет абсолютно бесполезным. Вы покинете свое тело, и ему предопределено отправиться на кладбище. Какую пользу теперь оно может принести вам?
Поразмыслите о сильном ощущении своей зависимости и привязанности, которое вы питаете к своему телу, и о том, что тело никоим образом не может служить вам после смерти. Страх боли и сожаление по поводу того, что вы покидаете тело, только умножит ваши страдания.
Проведя медитацию на заключительные три установки, мы разовьем решимость дорожить своей жизнью и так преобразить свой ум, чтобы он освободился от людей и вещей.
Возможно, вы почувствуете подавленность и беспокойство после выполнения этой медитации. С одной стороны, этот момент показывает, что вы всерьез восприняли данные идеи и хорошо поразмышляли над ними, но он также демонстрирует, что вы сделали неверный вывод, а в таком состоянии закончить сессию неразумно. Помните о том, что смерть это просто естественная и неизбежная составляющая жизни, и вас удручает как раз ваша неспособность принять ее как таковую.
Страх и сожаление возникают из-за нереалистического цепляния за неизменную самость. Если мы будем взирать на смерть открыто и легко, тогда наша хватка ослабнет, и в результате мы сможем стать внимательными и делать каждый свой поступок положительным и полезным ради себя же самих и других людей. Осознание смерти придает нам громадную энергию не для того, чтобы попусту растратить свою жизнь, а чтобы провести ее как можно плодотворнее.
Завершите медитацию оптимистической мыслью о том, что у вас есть хорошая возможность сделать свою жизнь осмысленной и положительной и, таким образом, умереть в мире и покое.
Медитация на непостоянство
Сядьте удобно и полностью расслабьтесь. Какое-то время затратьте на то, чтобы успокоиться и сконцентрировать свои мысли, внимательно наблюдая за дыханием.
Осознайте свое тело. Вообразите множество его разных частей, то есть руки, ноги, голову, кожу, кровь, кости, нервы и мускулы. Исследуйте эти части по очереди, внутренне прозондируйте их. Подумайте о природе этих частей: их материале, строении, форме и размере. Прочувствуйте свое тело во время работы; ощутите движения, которые оно совершает каждый миг: ослабление и усиление дыхания, биение сердца, циркуляцию крови и энергию нервных импульсов.
Осознавайте свое тело даже на более тонком уровне его молекулярной структуры, ведь оно полностью составлено из живых молекул, которые хаотично движутся, воспроизводят себя, погибают и распадаются.
А теперь обратите внимание на свой ум. Он тоже составлен из бесчисленных частей: мыслей, представлений и чувств, которые без остановки движутся друг за другом. Просто созерцайте этот постоянно изменяющийся поток переживаний ума.
После того как вы вот так просмотрели свой внутренний физический мир, устремитесь во внешний мир. Медленно усильте свою осознанность, чтобы в фокус вашего восприятия попало ваше непосредственное окружение. В вашей голове появляется изображение коврика, на котором вы сидите, стены и потолок вашей комнаты, окружающее вас пространство и наполняющие его предметы. Примите во внимание тот факт, что каждая составляющая комнаты, хотя и кажется твердой и неподвижной, в действительности представляет собой массу хаотично снующих крохотных частиц. Какое-то время удерживайте это ощущение.
Затем продолжите расширять свое сознание тонкого непостоянства, имеющего место в вашем доме или здании, в котором вы находитесь, деревьях, улицах, людях и животных, машинах, городах и горах — отправляйтесь как угодно далеко. Вспомните о том, что каждое существо или предмет, которых вы мысленно касаетесь, на очень тонком уровне меняется прямо сейчас. За одно единственное мгновение меняется абсолютно все. Концентрируйтесь на этом переживании.
Если во время медитации у вас возникает ясное и сильное ощущение постоянно меняющейся природы вещей, как можно дольше удерживайте фокус внимания строго на этом ощущении (другими словами, выполняйте уравновешивающую медитацию). Пусть ваш ум пропитается этим переживанием. Когда ощущение померкнет или ослабнет ваше внимание, снова начните анализировать непостоянство своего тела, ума или другого объекта.
Завершите медитацию мыслью о том, что цепляться за вещи, считая их вечными, значит обманывать себя и питать нереалистическое отношение к жизни. Все прекрасное и приятное изменится и со временем исчезнет, поэтому мы не можем надеяться на получение от таких вещей неизбывного счастья. И все неприятное и смущающее точно так же не будет существовать всегда, а что-то даже может улучшиться! Итак, не нужно горевать или отталкивать неприятные вещи.
Посвятите свою положительную энергию и интуитивное постижение счастью всех живых существ.
Медитация на страдание
Сядьте удобно и расслабьтесь. Четко представьте себе побудительный мотив выполнения этой медитации.
Вам нужно созерцать три проявления страдания. Рассматривайте каждый уровень столько времени, сколько хотите. И не просто составляйте в уме список из нескольких пунктов, но привнесите в медитацию свои эмоции и интуицию. Прочувствуйте по-настоящему каждый пример страдания, как будто у вас и в самом деле прямо сейчас возникли такие переживания.
1. Муки осознания страдания
Эта медитация включает все явные формы страдания, физического и душевного.
Прежде всего, подумайте обо всех обыденных, рутинных трудностях, с которыми сталкивается ваше тело. Поразмыслите о тупой и острой боли, жаре и ознобе, голоде и жажде, плохом зрении, простреле в ушах, порезах и ожогах, излишнем весе, мышечном напряжении, постоянном утомлении — этот список получится бесконечным. Вспомните эти переживания и как редко мы обходимся хотя бы без пары таких неприятных ощущений.
А теперь подумайте о более серьезном физическом страдании, которое вы пережили в прошлом, и осознайте, что оно может повториться вновь. У вас нет никакой гарантии в том, что такие вещи не повторятся.
Поразмыслите о физическом страдании, которое вам предстоит выносить в старости. Нарисуйте себе картину своей жизни, когда вам исполнится восемьдесят или девяносто лет. Тогда ваше тело иссохнет и потеряет силу, ваш организм будет работать скверно. В конце концов вы умрете. Подумайте о разных способах, которыми вы можете умереть, и страданиях, которые придется при этих обстоятельствах вынести вашему телу.
Примите во внимание тот факт, что телу, как и всякой материальной вещи, свойственно меняться, ощущать боль, распад и, наконец, смерть. Следовательно, тело не реально, и цепляться за него глупо.
А теперь вызовите в себе воображением ментальное и эмоциональное страдание. Вспомните прошлые переживания одиночества, депрессии, горя, разочарования, ревности, гнева, страха, смущения, тревожности. Припомните свою жизнь и осознайте, как редко вам выпадали минуты, когда вы не переживали перечисленные мной эмоции. Оживите их.
Обратите внимание на нынешнее состояние своего ума. Вы беспокоитесь? Подавлены? Сердитесь? Смущены? Взволнованы? Подумайте об умственном страдании, которое с большой долей вероятности возникнет, когда близкие вам люди умрут или уедут далеко от вас, когда вы сами умрете, или же когда бесчисленное множество других случаев произойдут в вашей жизни, сделав вас так или иначе несчастными.
Расширьте свой кругозор, чтобы включить в него переживания других людей. Прямо сейчас все существа во вселенной (просто потому, что у них смущенный ум и смертное тело) переживают боль в ментальном или физическом проявлении: начиная легчайшим дискомфортом и заканчивая адскими муками.
Начните со знакомых вам людей, то есть друзей, родственников и соседей. Одни болеют, другие стары, третьи подавлены, встревожены, не удовлетворены, одиноки. Потом подумайте о незнакомых вам людях, жизнь которых проходит под влиянием войны, бедности, безработицы, расизма, болезни, гонений по политическим мотивам.
Кроме нас в мире обитают животные и прочие существа. Представьте себе, как они страдают изо дня в день, чувствуя голод, холод, боль, ограниченность в свободе, страх гибели.
Осознайте, что все эти бесчисленные живые существа обладают потоком сознания, которое не очень сильно отличается от нашего. Все мы радостно отзываемся на доброту и красоту, страхом — на боль и раны, гневом — на все, что угрожает нашему покою и безопасности наших любимых. Все мы пытаемся быть счастливыми и избегать трудностей, но до тех пор пока мы не достигнем просветления, мы будем по-прежнему то и дело попадать в ситуации, приносящие страдания.
2. Страдание из-за перемен
Этот более тонкий уровень страданий содержит переживания, которые мы обычно считаем приятными. Такие ощущения называются страданиями потому, что они не длятся вечно. Каждое прекрасное переживание заканчивается, не давая нам полного удовлетворения и, таким образом, вызывает желание повторить опыт в надежде на то, что мы найдем удовлетворение, которое по нашему мнению, нам следовало получить.
Подумайте о любом приятном переживании. Любое удовольствие непременно закончится. Вкусная еда, секс, проведенный на пляже день, катание на лыжах, музыка, кино, сигарета, сказочный закат… даже уютно посидеть в кресле… в конце концов вам нужно сменить положение тела, потому что комфорт в скором времени обернется затекшим телом. Или пусть вы сидите у камина в холодный день. Сначала вам приятно, но скоро вы вынуждены отдалиться от огня, потому что вам становится жарко.
Внимательно оглядите свою жизнь и решите, права ли я. Вспомните приятные переживания. Были ли они долговечными? В самом ли деле вы достигли удовлетворения? И если ваше удовольствие оказалось настоящим, тогда почему оно не сопутствует вам и поныне? Вы можете вспомнить пример неизбывного, вечного счастья в своей жизни или в жизни другого человека?
Посмотрите, как все меняется, как всякие переживания, какими бы приятными они ни были, прекращаются и неизбежно вызывают неудовлетворенность, раздражение, скуку и тоску.
Сама природа заставляет вещи меняться и в конечном счете заканчивать свое существование. Даже счастливым и гармоничным отношениям присущи свои взлеты и падения, а с приходом смерти и распад. Красивые люди стареют, седеют и в конце концов умирают. Властитель теряет свой трон, состоятельный человек переживает банкротство. Цветы вянут, закаты блекнут, праздники заканчиваются.
Завершите эту часть медитации, твердо решив, что вам неразумно цепляться за какого-либо человека или предмет как за средство обретения вечного удовлетворения, что по сути привязанность приносит прямо противоположный результат.
3. Всепоглощающее страдание
Это страдание даже еще тоньше страдания из-за перемен. Оно относится к самому нашему существованию в виде обыкновенных непросветленных существ. Нам недостает непосредственного интуитивного понимания подлинной природы вещей, поэтому мы пребываем в плену заблуждений. С одной стороны, мы в каждое мгновение ощущаем следствие предыдущих причин, а с другой стороны, мы в каждое мгновение порождаем причины для грядущих следствий. Этот самый миг существования представляет собой как следствие прошлых страданий, так и причину страданий в будущем.
Сам факт того, что мы застряли в этом круговороте, запутались в плотной сети проблем, и составляет всепоглощающее страдание. Пусть ваш ум впитает в себя это представление. В полную силу прочувствуйте эту вековечную дилемму, которая и есть ваше существование.
Затем поразмыслите над тем, как бесконечно много существ угодили, как и вы, в этот круговорот, из которого, как нам кажется, нет выхода.
Но не паникуйте. Ваша ситуация не безнадежна! Из этого круговорота есть выход. Если есть причина страдания, то есть наше ложное восприятие образа существования вещей, значит обязательно есть и способ устранения страдания, некое противоядие от него Высшее противоядие это развитие правильного понимания природы реальности и, стало быть, избавление от собственного смущения и привычки угождать прихотям своего эго.
Тем временем мы можем потратить свою жизненную энергию в положительном ключе — например, изливая на других людей свою любовь и щедрость и помогая им устранять в их умах вредные установки, как только они появляются. По мере роста нашего понимания реальности мы отстраняемся от обычных преходящих вещей, и паутина нашего смущения постепенно распутывается. В конечном счете это понимание становится непосредственным, интуитивным восприятием пустоты, которое раз и навсегда отсекает сам корень страдания.
Сделайте выводы из всех озарений, которые могли случиться у вас во время медитации. Очень трудно познать природу жизни, полную боли и неудовлетворенности, но это единственный выход. До тех пор пока мы не перестанем бегать от реальности страдания и не научимся честно взаимодействовать с грубыми, мятежными сторонами своего ума, мы не вырвемся из круговорота смущения. Осознание страдания наделяет нас энергией, необходимой нам для того, чтобы постичь природу реальности.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

Текстовая версия Сейчас: 21.11.2017, 15:54