IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

2 страниц V   1 2 >  
Ответить в данную темуНачать новую тему
> Ex Libris
mcquadrat
сообщение 12.9.2017, 0:10
Сообщение #1


mc2
********

Группа: Пользователи
Сообщений: 1 600
Регистрация: 26.11.2013
Пользователь №: 146 539
Знак Зодиака:
Страна:




Откопал у себя в закромах старый, но очень интересный текст на английском языке, про который, как я догадываюсь, никто не знает. Попытался сделать перевод, который и предлагаю вашему вниманию smile2.gif

Цитата
Беседа между Стивеном Лабержем и Полем Толи, произошедшая в июле 1989 г.
Стивен Лаберж, Поль Толи и Бриджитта Хольцингер (редактор)
Стенфордский университет, Калифорния; Университет им. И.В. Гете, Германия; Венский университет, Австрия.

Примечание редактора: Это интервью имело место на конференции Ассоциации изучения сновидений (ASD), проходившей в 1989 г. в Лондоне. Лаберж и Толи уже были знакомы с работами друг друга, но лично встретились впервые на этой конференции. Темой их беседы было понятие осознанности спрайтов и принадлежащая Толи "зеркальная техника" вызова ВТО. Мы входим в тот момент, когда они обсуждают, может ли запись полиграфа показать, способны ли персонажи сновидения, отличные от эго сновидения, подавать сигналы.

Лаберж: Итак, Вы хотите обобщить все наши предыдущие исследования, которые производились с эго сновидения - движение глазами при пении, счете и выполнении других действий. Скажем, в сновидении я могу попросить имеющихся там спрайтов спеть, задержать дыхание, и т.д. , и при этом мы увидим, что будет происходить со мной в физиологическом плане, когда спрайты будут подавать сигналы, петь или задерживать дыхание. Я полагаю, что только один из персонажей сновидения может иметь доступ к моторной системе в конкретный момент времени.

Толи: Одна из моих гипотез состоит в том, что иногда сон невозможно вспомнить потому, что обладающий сознанием персонаж сновидения, не есть эго сновидения. Центральный персонаж сновидения вовсе не обязан быть осознанным, но он не может быть бессознательным вовсе.

Лаберж: бессознательным в каком смысле?

Толи: Эго сновидения, идентичное эго бодрствования, не существует в этой ситуации вообще.

Лаберж: Предположим, что Поль сейчас спит в своей кровати. Он видит сон. Мы знаем, что обычно при этом мы видим картинку, но мы на самом деле не знаем, могут ли при этом другие персонажи сновидения, например я, что нибудь видеть, либо же нам просто кажется, что они видят. Вот вопрос, на который мы хотим ответить. Видят ли спрайты окружающий их мир?

Толи: Эксперименты показали, что спрайт, который сидит напротив меня за столом, способен меня нарисовать. Но на самом деле это метафизический вопрос, который также служит стимулом к психофизиологическим экспериментам.

Лаберж: Я думаю, что подобные эксперименты необходимы, но считаю, что подобные вещи можно объяснить, предполагая, что существуют неосознанные персонажи.

Толи: Да, но мы также можем также на опыте испытать наличие двух различных эго, двух сторон, которые обладают различными зрительными перспективами.

Лаберж: Это меня очень интересует, потому что я никогда не испытывал наличие двух различных эго. У меня были случаи наличия более одного тела сновидения - я и другой Стивен - но "Я" было только в одном месте в каждый момент времени.

Толи: Да, подобный опыт также наблюдается. У нас часто бывает два тела, два эго-тела.

Лаберж: о_О, эго-тела! Тела это другое дело. Интересный и новый момент заключается в том, что возможно наличие двух "я", двух перспектив. Как легко Вам это удается?

Толи: Обычно такое удается только в случае ВТО. И тогда это получается приблизительно в каждом третьем случае. Это происходит, если там разорвать себя пополам. Если при этом разорвешь себя не точно на две равные части, получается только одно "Я". Я разрывал эго-ядро как вертикально, так и горизонтально в районе живота. Эго-ядро - это место сосредоточения зрения, воли, управляющее вниманием, мыслями и речью. Эго-ядро может покинуть тело и может существовать в виде точки. Хотя у него нет рта, оно способно разговаривать.

Лаберж: Да, но способно ли оно совершать движения глаз?

Толи: Нет.

Лаберж: Это может представлять проблему. Для изучения этого вопроса, нужно иметь возможность регистрировать, когда это случается.

Толи: Так вот, когда я выхожу из тела, скажем, в лаборатории по изучению сновидений, то ЭЭГ обычно нормальная, а ЭМГ в целом ослабленная. Но однако я не парализован.

Лаберж: И в какой же фазе сна вы при этом находитесь?

Толи: Это очень необычное состояние сна. Исследователи из сновиденной лаборатории не могут его идентифицировать!

Лаберж: Они, наверное, называют его "расстройством сна".

Толи: Я помню один случай, когда я спал в лаборатории и сознавался два раза на протяжении пяти часов той ночью. Я был в состоянии управлять всеми сновидениями.

Лаберж: Меня все же интересует, в какой фазе сна вы находились. Когда Вы говорите: "я был осознан всю ночь", имеете ли Вы в виду, что Вы обладаете каким то способом определить, были ли Вы осознаны каждый момент в течении ночи, или же что это происходило в течении ночи снова и снова?

Толи: Физиологические и феноменологические данные показывают это. Я также подавал сигналы время от времени. Есть еще один важный момент. Той ночью я случайно просыпался, а потом снова засыпал. И я восстанавливал сон, главным образом движениями глаз и движениями тела.

Лаберж: Значит ли это, что Вы совершали движения глазами каждые 30 секунд на протяжении этих пяти часов?

Толи: Нет, на протяжении этих пяти часов я не восстанавливал сон сознательными усилиями. У меня есть знакомые во Франкфурте, которые способны и на такое, но только феноменологически.


Лаберж: У меня есть вопрос относительно Вашего заявления "Я знаю, что весь период времени я был осознан". Проблема в том, что мы не осознаем тот факт, что мы не осознаны. Поэтому у нас могут быть перерывы в осознанности, о которых мы не догадываемся. Именно здесь помогла бы подача сигналов, и не только лишь в вашем опыте.

Толи: Нет, тогда не было неосознанного состояния. Я подавал сигналы, и люди, которые были в лаборатории, говорили мне, что я был настолько расслаблен, что не мог подавать сигналы пальцами. Я, видимо, был способен подавать лишь сигналы глазами.

Хольцингер: Я бы хотела побольше узнать о состоянии, которое вы ранее назвали "нарушением сна".

Толи: У меня, верно, смешались всевозможные состояния сна. Как говорят, я не обычный житель Средней Европы, и говорят, что я - дример-чемпион. Специалисты абсолютно не понимают, что именно тогда происходило.

Лаберж: Насколько я понимаю, это было не обычное состояние сна, но на что оно было похоже?

Толи: Я уверен, что, прежде чем я научился осознаваться во сне, у меня были такие же фазы сна, как и у всех остальных. Это же была не чистая REM-фаза. Показания приборов мне сотрудники лаборатории не показывали, потому что они хотят опубликовать их самостоятельно. Они рассматривали меня, только как подопытного. Я был рассержен этим, и поэтому мы решили организовать собственную лабораторию по изучению сновидений.

Лаберж: Что же, я не вижу ничего плохого в совместных публикациях, это имеет смысл, и я удивлен, что они не предоставили Вам экземпляр и не позволили просмотреть данные.

Толи: Один из студентов мельком показал мне данные, но полностью просмотреть данные мне не разрешили. Профессор вообще ничего мне не показывал. В Германии нет почти никаких связей между исследователями сна и сновидений, не говоря уж об исследователях осознанных сновидений.

Лаберж: Ну что же, раз Вы затрудняетесь точно определить фазу сна, то почему бы Вам, например, было не записать ЭЭГ на компьютер, чтобы изучить количество различных волн в записи, чтобы охарактеризовать ее. Раз у Вас сон протекает каким то необычным образом, то это исследование представило бы интерес само по себе.

Зеркальная техника для вызова ВТО.

Лаберж. Давайте теперь обратимся к другому вопросу. Я бы хотел побольше узнать о Вашей "зеркальной технике" для вызова ВТО.

Толи: Первое описание использования зеркальной техники было описано в моей статье - самое первое. Там также есть несколько изображений. Изображения не очень точные.

Лаберж. Я думаю, что идею я понимаю. Когда смотришь в зеркало и видишь свой затылок, то становится легче перенести в зеркало свое сознание, и как бы оказаться там.

Толи: Лучше это делать лежа. Вы смотрите в зеркало. Не следует смотреть ни на что, кроме отражения в зеркале.

Лаберж: Помогает ли это достигнуть состояния осознанного сна?

Толи: В начале возникает некоторое промежуточное состояние; свет должен быть выключен. Но нужно иметь возможность видеть свое отражение в зеркале; это такие же условия, как описано в работе Клауса Стиха [1983;1989] Затем я закрываю глаза и представляю себе свою голову и ощущение почесывания затылка. Затем эти ощущения проецируются в зеркало.

Лаберж: Это достаточно ясно описано в работе Носсака [1989]. Так что я понимаю это. Раз Вы лежите, когда выполняете это, то зеркало висит у Вас над головой? Потом Вы чешете затылок, смотря в зеркало и проецируете ощущения, как если бы Вы находились по ту сторону? И как долго Вы это делаете?

Толи: Поначалу это занимает очень много времени, по меньшей мере полчаса. Кстати, хочу заметить, что упомянутая Вами статья - это полная ерунда, измышления журналиста.

Лаберж: Вы хотите сказать, что картина там искажена?

Толи: Точно! Вот еще одна практика: Вы смотрите в точку на удаленном расстоянии, потом помещаете перед собой оба больших пальца, а затем приближаете их к себе, пока они не сольются, и вы не станете ощущать их, как один.

Лаберж: А в чем тут смысл?

Толи: Эта практика позволяет стабилизировать сновидение. Я могу продолжать движение глаз. Смотрю по сторонам, а не только перед собой, чтобы не проснуться. Могу видеть все сразу - хотя несколько размыто - периферию, передний и задний план.

Лаберж: Делая это в сновидении?

Толи: Используя такой способ смотреть в сновидении. Я делаю это прямо сейчас, видите? [Примечание редактора: Толи выглядит, как будто косоглазый]

Лаберж: Но Вы сказали, что научились это делать в бодрствующем состоянии.

Толи: Да, и я могу делать то же самое с закрытыми глазами.

Лаберж: Вы делаете это упражнение в бодрствующем состоянии, чтобы суметь сделать это во сне?

Толи: Да. Этот навык также полезен при занятиях спортом. Как то раз я катался на сноуборде. Я подпрыгнул и мог видеть, что делается у меня под ногами, одновременно обозревая вид местности вокруг. Я видел все пространство целиком, не так, как если бы я фокусировал взгляд на чем нибудь, а одновременно видел всю картину в целом. Восприятие перенеслось в интуитивное мышление, и страх у меня прошел. То же самое справедливо в случае сновиденной практики. Нечто подобное происходит, когда, скажем, дотрагиваешься до поверхности стола. При этом можно концентрировать внимание на ощущениях в кончиках пальцев, но тогда не будешь чувствовать сам стол.

Лаберж: Обычно бывает как раз наоборот.

Толи: Если смотреть таким взглядом, пропадает чувство страха, страх отсутствует, даже если видишь внешнюю опасность.

Лаберж: ОК. Вернемся к зеркальной технике. Значит, Вы ложитесь на кровать, смотрите в зеркало над головой, пока не ощутите себя в зазеркалье, а затем закрываете глаза.

Толи: Да, я закрываю глаза, представляя свою голову в зеркале. Чем дольше это делаешь, тем больше воображаемый образ становится ощутимым. Он становится все более и более реальным.

Лаберж: Но если Вы уже видели свое изображение, должно быть относительно легко сделать, чтобы это изображение ощущалось реальным.

Толи: Да, именно для этого я все это и делаю. Эта техника имеет магическое происхождение. Я развил ее далее. Техника очень хорошо описана в статье Клауса Стиха[1983; 1989]

Лаберж: Подходит ли эта техника, чтобы ее делать утром или во время послеобеденного сна?

Толи: Обычно мы ее делаем во время послеобеденного сна или утром. Но не ночью. Эта техника будет более точно описана в одном из следующих выпусков Bewusst Sein.
[Примечание редактора: Это журнал, публикуемый недавно основанной Международной Ассоциацией Исследования Сознания и его приложений (International Association for Consciousness Research and its Applications (CORA))], европейским партнером Ассоциации Осознанности (Lucidity Association); см. подробности в декабрьском выпуске 1989 г. журнала Lucidity Letter. Остальная часть беседы имела место на следующий день].

Эффекты разрушения ядра эго.

Лаберж: Я знаком с Вашей основной темой - идеей интеграции посредством встречи с угрожающими персонажами сновидения и разрешения конфликтов. Ранее мы обсуждали процесс разрыва сновиденного тела на части и возможности существования эго сновидения в виде абстрактной точки, затем вы упомянули что то такое навроде разрушения эго, точки эго или ядра эго. Я хотел бы лучше понять, как происходит этот процесс, и как вы его обосновываете теоретически.

Толи: Это состояние может быть весьма неприятным или же наоборот, очень приятным. Оно может быть очень приятным, когда "Я" растворяется в космосе. Тогда ощущается единый мир, космос, феноменальный мир, и эго является его частью. Тогда эго не ощущается чем то обособленным. Космос представляется единым целым, идентичным с эго (я).

Лаберж: Так как насчет теории и практики?

Толи: Это можно сделать, например, погружая ядро эго или тело сновидения в огонь, в сновиденный огонь. Тут нет ничего нового. Одно время я думал, что этот метод новый, но оказалось, что нечто подобное практикуется шаманами, хотя для нас это в новизну. Это может быть весьма неприятно, поскольку приводит к полному расщеплению "я". С одной стороны, эго расширяется, но с другой - оно исчезает.

Лаберж: Да, как в тибетской йоге сновидений. Если поместить тело сновидения в огонь, то оно исчезает. Но ядро эго все еще остается.

Толи: Иногда случается, что ядро эго исчезает полностью. Не остается более никакого фокуса мыслей и зрения. Остается только само зрение; в мыслях исчезает всякое различие между объектом и субъектом.

Лаберж: Это напоминает мне один сон, который я описал в своей книге, в котором я решил исследовать, какой наивысший потенциал во мне заложен. Я взлетел под облака, без всякого другого намерения. Мое тело сновидения исчезло, но я все же существовал в каком то смысле. Я мог, скажем, петь, хотя рта у меня не было. Кроме того, у меня было ощущение единства со вселенной. Хотя я исчез, но все же осталось нечто, что я назвал бы перспективой.

Толи: В том состоянии, о котором я рассказываю, перспектива также исчезает. Это состояние с единственной перспективой, и оно же является состоянием с двумя перспективами. Это трудно вообразить себе наяву. В этом состоянии также есть зрение, но нет субъекта, нет ядра эго, и в то же время зрения нет. Более нет никого, кто мог бы петь, но есть что то навроде поющей сущности.

Лаберж: Да, именно таковы были мои ощущения! Потом, я проснулся и вспомнил слова, которые я пел: "Слава Тебе, Господи!" ("I praise Thee, oh Lord"), я мыслил - но не существовало "я", не существовало "Его", но я славил "Его", тем не менее. Так что я думаю, что мне знакомо то состояние, о котором Вы говорите. Способ, которым я смог его достигнуть, видите ли, не был каким то действием тела сновидения. Напротив, оно было чем то таким, что не в состоянии передать интеллектуальным способом.

Толи: Там нет действий как таковых, потому что действовать некому, это более чем действия. На языке западного человека нет подходящего способа объяснить это, поскольку тут всегда существует субъект и предикат, а это нечто более, чем Действия, Поступки, идет ли речь о пении или же о чем то еще - нет ни субъекта, ни объекта.

Лаберж. В том состоянии, о котором рассказываю я, в пространстве была бесконечная пустота, заполненная потенциалом. Но в любом случае, я заинтересовался методом. Я задумывался о возможных последствиях разрыва тела на несколько частей. Учитывая факт, что существуют исследования, показывающие, что люди с психосоматическими особенностями, которые видят травмы в своих снах, склонны к психосоматическим расстройствам, а также наши собственные исследования на этот счет, я могу сомневаться в разумности этого и хотел бы узнать Ваше мнение по этому поводу. Существует статья Гарольда Левитана, в которой он описывает, скажем, случаи, когда некто получил в сновидении удар ножом в живот, а затем у него возникла язва. Так что вопрос состоит, конечно, в том, может ли это являться разновидностью продромального синдрома, или же возможно, что травмы в сновидениях могут иметь физиологический эффект, как мы установили в ходе наших исследований - строгое соответствие?

Толи: У нас во Франкфурте есть группа из 10 - 12 дримеров, которые встречаются приблизительно каждые две недели и проделывают подобные эксперименты. Эти эксперименты очень часто содержат такие негативные вещи, как агрессия по отношению к спрайтам, разрывание тела и страх. Мы очень хорошо знакомы с этим. Прежде всего, все проводимые нами эксперименты являются опасными. Мы - пионеры в этом направлении и знаем, что это опасно. Во-вторых, мы полагаем, что нет ничего более психосоматического, чем эксперименты в сновидениях, даже воображаемые. Мы также понимаем, что эти эксперименты могут привести к психосоматическим расстройствам. Поэтому мы пока не обнародовали эксперименты о сожжении в огне.

Лаберж: Похоже, я знаю нескольких человек, которым эта техника подошла. Про остальных я не знаю. На самом деле, мы в NightLight интересуемся такими техниками, которые подошли бы для массовой аудитории.

Толи: Я говорю про техники, которые мы пытаемся испытывать сейчас, но существует гораздо больше всяких техник. Мы проверяем и опубликовываем их, несмотря на возможную опасность. Если мы их не опубликуем, это сделает кто нибудь еще, какие нибудь оккультисты и шарлатаны. Поэтому мне кажется, что очень важно также исследовать эти пограничные состояния, поскольку они важны для понимания существенной, внутренней части психе. Если бы это было не так, они бы и не были опасными.

Лаберж: Да, и люди все равно в них попадают.

Умственные способности и осознанность спрайтов.

Лаберж: Еще один вопрос, который я хотел обсудить с Вами - это Ваша статья [Tholey,1989] Насколько я понимаю, в ней Вы описываете осознанность и способности персонажей сновидений, которые появляются в осознанных сновидениях. По моему мнению, это очень интересная серия экспериментов и здесь обсуждаются очень интересные вопросы относительно умственных способностей, которыми обладают спрайты.

Толи: Спрайты оказываются способными на большее в снах более опытных дримеров и если некоторые из спрайтов уже были подвергнуты проверке. Но существуют также и другие спрайты, которые оказываются ни на что не способны.

Лаберж: Соглашусь с этим, основываясь на собственном опыте. В самом деле, действия спрайтов зависят главным образом от наших ожиданий.

Толи: Это неверно! Я также спорил с одним из своих коллег по этому поводу. Я выдвинул гипотезу, что спрайты много чего умеют делать. Аспиранты, которые работали над этой темой, все думали, что это не так. Они были очень удивлены. Может случиться, что спрайт сидит и пишет. Но когда я обсуждал это явление с Кристом и другими сотрудниками, все они говорили, что такое невозможно. Я же могу привести сотни неожиданных случаев.

Лаберж: Конечно, но я говорил о наиболее общем случае. Я хотел сказать, что если, скажем, я отыщу Вас в своем сновидении и при этом я ожидаю, что Вы будете дружелюбны, то Вы и будете дружелюбны. Если я ожидаю, что Вы будете проявлять враждебность, то Вы будете проявлять враждебность. Как спрайты действуют, что они способны делеть - это результат наших ожиданий.

Толи: Есть примеры случаев, в которых спрайты говорят нечто такое, что эго сновидения не может понять. Я имею в виду пример 3ZWG.

Хольцингер: Этот пример был описан Толи [1989]. Сновидец сидит в комнате, где есть еще спрайт, который что то пишет на бумаге. Сновидец читает то, что написано и видит буквы "3ZWG". Проснувшись, сновидец вспоминает, что он спорил со своей невестой по поводу аренды трехкомнатной квартиры (по немецки это будет 3 Zimmer Wohnung, 3ZWG это газетное сокращение) Так Вы действительно утверждаете, что у спрайтов есть некое подобие собственного сознания?

Лаберж: Именно в этом заключается основное утверждение статьи.

Толи: Я не хочу подходить к этому вопросу с точки зрения оккультизма и спиритизма. Мое объяснение очень близко к теории расщепления мозга.

Лаберж: Да, но у нас нет данных о том, что у пациентов с расщепленным мозгом имеется сознание в обоих половинах мозга. Они сообщают о единственном сознании. Нам не известно, существует ли второе сознание. Все, что мы можем наблюдать - это моторные реакции, которые могут быть вызваны сознанием. Но у автоматических систем также бывают моторные реакции.

Толи: Это никогда не удастся доказать абсолютно точно, поскольку, как я уже говорил, это - метафизическая проблема. Но на сегодняшний день мы провели ряд очень точных и практических экспериментов, которые подводят к вопросам: обладают ли спрайты зрением, собственной перспективой, из которой они смотрят; имеют ли они свой собственный доступ к памяти, к органам чувств, умеют ли они думать, есть ли у них продуктивное мышление? Способны ли они сочинять стихи лучше, чем я?

Лаберж: Конечно, все это они могут, но ни для чего из этого сознание не нужно!

Толи: Так ведь ничего из того, что у нас сейчас происходит, не доказывает, что Стивен или Бриджитта обладают сознанием. Любое доказательство было бы метафизическим. Вы можете вести себя совершенно как спрайты, у вас есть зрительная перспектива, память, мышление. Тогда почему я должен считать, что спрайты не обладают сознанием, тогда как у вас оно есть?

Лаберж: Да, но ответ таков: у меня есть мозг, у Вас есть мозг, у нас у всех есть мозг. Но у спрайтов во сне нет никакого мозга, за исключением мозга самого дримера!

Толи: Когда я осознаюсь во сне, я вполне могу вести такие же разговоры, как сейчас.

Лаберж: Конечно, но это ничего не доказывает относительно сознания. Из того, что мы обсудили, я могу заключить, что спрайты могут делать удивительные вещи, но они не могут выполнять специфические когнитивные задачи, которые требуют наличия сознания.

Толи: Феноменологически может случиться так, что у Вас будет две зрительные перспективы, вы будете видеть то, что на столе, и то, что под ним. Это трудно себе представить.

Лаберж: Давайте вернемся назад. Как мы считаем в уме? Что мы делаем, чтобы умножить 5 на 5? Ответ просто всплывает. Это не сознательная деятельность, а автоматическая. Но когда нужно сделать какое нибудь вычисление с переносом разряда, то переносимое число мы держим в сознании. Сознание можно рассматривать, как глобальное рабочее пространство [Baars,1988]. Здесь есть отличие от автоматических счетных машин. Существует только одна область сознания, по крайней мере в обычном случае.

Хольцингер: Мне кажется, что у вас имеется взаимное недопонимание по поводу определения сознания.

Толи: В своем эссе на немецком языке, которое озаглавлено "Сознание" ("Bewusstsein"), я приводил двенадцать определений сознания. Прежде всего я проводил различия между феноменологическими и эпистемологическими определениями, затем делал дальнейшие подразделения, и в итоге пришел к двенадцати различным определениям сознания.

Лаберж: ОК. Но они, должно быть, используются нами в различных смыслах.

Толи: Так вот, что я хочу сказать: машина умеет делать арифметические расчеты, а ребенок нет. Но все же мы считаем, что ребенок обладает сознанием, а машина нет.

Лаберж: Моя точка зрения именно такова. Эти примеры не доказывают наличия сознания! Тот факт, что арифметические умственные способности спрайтов ограничены, подсказывают мне, что они не обладают глобальным пространством, в котором можно держать промежуточный результат, продолжая процесс вычисления.

Толи: Да, но спрайты сочиняют стихи с довольно сложными рифмами.

Лаберж: Верно, но это также может быть автоматическим действием. Рифмы сами возникают у нас в уме; мы не знаем, как их сочинять. Это происходит само собой.

Толи: Спрайты тоже должны сохранять нечто в рабочем пространстве, чтобы уметь сочинять длинные стихи и рифмы. Эти стихотворения иногда бывают по десять строк.

Лаберж: Вспомним про Кольриджа с его поэмой "Кубла Хан". Она просто возникла у него в мозгу. Нет никаких оснований считать, что языковые процессы должны быть сознательно направляемыми. Люди все время говорят не думая! Видите ли, сознание и сознательные процессы способны делать некоторые вещи, которые бессознательные процессы делать неспособны. Сознание неэффективно. Оно медленное, но гибкое. И оно позволяет, скажем, умножить 12 на 17. Чтобы сделать это, придется сохранить промежуточный результат, пока производится другая операция. Но простые арифметические действия совершаются автоматически, как если бы у нас была шпаргалка. Если нужно 5 умножить на 5, ответ сразу готов. Вы не думаете, как его получить. Вы ничего не делаете, кроме формулировки задачи, и ответ сразу возникает. Но существуют ограничения на число чисел, которые можно удержать в мозгу. Можно держать где то семь чисел, плюс-минус два. Проводились счетные эксперименты, показывающие ограничения процесса сознательного счета и относительное отсутствие ограничений бессознательных процессов.

Толи: Это вопрос о различных определениях сознания, но если мы углубимся в него, у нас тут будет целая лекция.

Лаберж: Давайте теперь посочиняем стихи, и понаблюдаем, как это происходит. Начнем с последних слов Гете: "Licht, mehr Licht", теперь поищем рифму... "Nichts als nichts!". Не особо грамматически правильно, но это мысль. Как это произошло? Просто возникло.

Толи: Я знаю это. Я также знаю, что Стивен знает Гете очень хорошо.

Лаберж: ОК. Так все таки, обладают ли спрайты сознанием?

Толи: Я никогда этого не утверждал. Я утверждал только, что это никогда не удастся определить, подобно тому, как никогда нельзя будет доказать, что наяву другой человек обладает сознанием.

Лаберж: Мне показалось, что вы уверены в том, что спрайты обладают независимым сознанием.

Толи: Необходимо сейчас прояснить это недопонимание. Я никогда не утверждал, что спрайты обладают сознанием. Но сам вопрос о том, обладают они сознанием или нет, привел нас к ряду интересных экспериментов. Я могу попросить спрайтов спеть или посчитать что нибудь, и при этом можно будет увидеть, есть ли какие нибудь изменения в ЭЭГ в этот момент. Но даже это не будет доказательством того, что у них есть сознание.

Литература:
Baars, B.J. [1988]. A cognitive theory of consciousness. Cambridge: Cambridge University Press.
Krist, H. [1981]. Empirische Studien über Klarträume. Unpublished diploma thesis. Universität Frankfurt am Main.
Nossack, B. [1989]. Klarträume - wirklicher als die Wirklichkeit. Das neue Zeitalter, 40(4), 4–8.
Stich, K. [1983]. Empirische Untersuchungen uber den Zusammmenhang zwischen Klartraumtechniken und magischen Techniken. Unpublished diploma thesis. Universität Frankfurt am Main.
Stich, K. [1989]. Hat die Wissenschaft noch von der Magie zu lernen? Bewusst Sein, 1(1), 67–80.
Tholey, P. [1989]. Consciousness and abilities of dream characters during lucid dreaming. Perceptual and Motor Skills, 68, 567–578.


--------------------
Visita Interiora Terrae Rectificando Invenies Occultum Lapidem Veram Medicinam
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Phil
сообщение 12.9.2017, 10:57
Сообщение #2


Любитель
**********

Группа: Пользователи
Сообщений: 7 602
Регистрация: 22.4.2008
Пользователь №: 8 917
Знак Зодиака:
Страна:




Огромное спасибо! Тут читать надо много, поэтому подробнее отпишусь позднее.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Montenegro
сообщение 12.9.2017, 22:44
Сообщение #3


Свой человек
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 301
Регистрация: 16.5.2015
Из: С-Пб
Пользователь №: 168 442
Знак Зодиака:
Страна:




Примите и от меня благодарность за интересное чтиво. Вы славно поработали )


--------------------
"В раю каждого из нас ждут вечное блаженство, успокоение и десять штук зелени". Эрик Картман, "South Park".
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
mcquadrat
сообщение 28.9.2017, 0:36
Сообщение #4


mc2
********

Группа: Пользователи
Сообщений: 1 600
Регистрация: 26.11.2013
Пользователь №: 146 539
Знак Зодиака:
Страна:




В разговоре П.Толи с С. Лабержем несколько раз упоминается статья первого из них, в которой идет речь про осознанность спрайтов. Эту статью я тоже раскопал и перевел.
Это статья из научного журнала, так что изложение может показаться несколько скучным smile2.gif
Цитата
Осознанность и способности спрайтов, наблюдаемые в ходе осознанных сновидений.
Поль Толи, Университет им. И.В. Гете, Франкфурт
Опубликовано в Perceptual and Motor Skills, 1989, 68, 567-578

Краткое содержание: Приводится описание нескольких феноменологических экспериментов, которые проводились с целью исследования, какими когнитивными способностями обладают спрайты в осознанных сновидениях. В экспериментах принимали участие девять опытных дримеров. Они должны были задавать разнообразные задачи тем спрайтам, которых они встречали в своих сновидениях.
Спрайтам предлагалось нарисовать или написать что либо, назвать загаданное слово, найти рифму, сочинить стихи и решить арифметические задачи. Часть спрайтов согласилась выполнить предложенные задачи, и они с ними справились, хотя их арифметические способности оказались слабыми. С феноменологической точки зрения, ничто не противоречит предположению о том, что спрайты в определенном смысле обладают сознанием. Отсюда был сделан вывод, что в терапии, использующей осознанные сновидения, общение со спрайтами следует вести так, как если бы они были разумными существами. Наконец, некоторые возможности ответа на вопрос, обладают ли спрайты сознанием, могут быть исследованы с помощью психофизиологических экспериментов.
==============================
В осознанных сновидениях спрайты иногда заставляют думать, что они обладают своим собственным сознанием. Они логически рассуждают и ведут себя, выполняют ловкие трюки, требующие сообразительности, их поведение является осмысленным и они проявляют чувства, но обладают ли они сознанием сами по себе? Вероятно, многие ученые без колебаний ответят "нет" на этот вопрос, либо просто отвергнут его, как бессмысленный. Чтобы не допустить поспешных суждений, мы хотели бы дать точное изложение вопроса, отделяя его суть от разнообразных интерпретаций.

Утверждая, что спрайты обладают собственным сознанием, мы не утверждаем, что они являются независимыми существами в том смысле, в каком оккультисты и спиритисты рассматривают призраков и духов. Мы, напротив, считаем, что все персонажи сновидения, включая и эго сновидения, являются порождением ума сновидящего. Это утверждение поддерживается рабочей гипотезой психофизического паралеллизма или изоморфизма. В то время, как в бодрствующем состоянии в организации и содержании мировосприятия преобладают ощущения, поступающие от органов чувств, события в сновиденном мире главным образом определяются внутренними мозговыми процессами. Одной из характеристик этих мозговых процессов является их связь с когнитивными и аффективными процессами памяти. Становится ли тот или иной мозговой процесс осознанным - зависит, как предполагается, от динамических характеристик этого процесса, о которых мы на сегодняшний день знаем очень мало. Поэтому теоретически возможно, что в одном и том же мозгу может возникнуть более одного сознания.
[2]
Прежде всего, однако, мы хотели бы провести различие между различными значениями слова "сознание". Если некто говорит, что человек потерял сознание (например, в результате удара молотком по голове), то мы подразумеваем, что все феноменальное (ментальное) пространство этого человека исчезло. Исследования пациентов с расщепленным мозгом, похоже, показывают, что у этих пациентов каждое полушарие мозга, вероятно, связано с отдельным сознанием или феноменальным полем. Однако, каждое из этих сознаний строго отделено от другого, если прямые динамические между полушариями отсутствуют.

Однако человек может на опыте испытать двойное сознание, то есть два феноменальных пространства. Это случается иногда при пробуждении ото сна. В этот момент возможно испытывать ощущения эго сновидения в сновиденном пространстве, и ощущения бодрствующего эго, лежащего в кровати. Здесь проявляется пересечение двух феноменальных полей - сновиденного пространства и ощущений от реального мира. Существенное различие между этими двумя случаями состоит в том, что наличие двух сознаний у пациета с расщепленным мозгом может быть обнаружено только путем анализа утверждений пациента, его действий, мимики, в то время как в последнем случае человек испытывает двойственное сознание непосредственно.

В отличие от этих двух случаев, здесь мы понимаем под сознанием не феноменальное поле, а факты в феноменальном мире. Сознание, таким образом, может быть определено, как взаимодействие феноменального "я" с феноменальными объектами и явлениями, исходя из своей собственной позиции, которая включает в себя не только ощущения, но и воображение, память и мышление [Duncker,1947]. С этой точки зрения, эго сновидения обладает сознанием в осознанном сне. Оно наблюдает происходящие во сне события со своей собственной позиции, проявляет хорошие способности воспоминания и может рационально мыслить. В проведенных ранее экспериментах мы описывали когнитивные задачи, которые способно выполнить эго сновидения [Tholey,1981] Здесь же нас интересует, обладают ли другие персонажи, с которыми встречается эго сновидения, сознанием в указанном смысле. На этот вопрос нельзя ответить определенно, поскольку здесь имеется метафизический аспект. Однако этот вопрос может быть в определенной мере исследован эмпирически, с помощью психофизических и феноменологических экспериментов. После обсуждения феноменологических результатов, выдвигаются предложения по дальнейшим психофизиологическим экспериментам, которые относятся к этой проблеме.
[3]
Мы стремились установить, могут ли спрайты справляться с такими задачами, выполнение которых могло бы подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что они способны видеть и действовать в сюжете сновидения, исходя из собственной перспективы, что они имеют свой собственный доступ к памяти, и что они по видимому обладают творческим и независимым мышлением. С этой целью опытные дримеры были проинструктированы, как задавать своим спрайтам разнообразные задания в ходе осознанного сновидения.

МЕТОД
В нашем исследовании мы применяли так называемый феноменологический экспериментальный подход; детали см. в работе [Tholey(1986)]. В отличие от традиционного экспериментального подхода, где независимые и/или зависимые переменные имеют субъективную природу, феноменологические эксперименты являются межсубъективно проверяемыми и воспроизводимыми, если различные участники эксперимента сообщают о соответствующих результатах независимо друг от друга.

В исследовании приняли участие девять человек (семь студентов и два психолога), которые были обучены, как вызывать осознанное сновидение посредством комбинированной рефлексивной техники, разработанной автором [1977]. В этой технике упор делается на развитие критически-рефлексивной позиции ума, но также содержатся элементы намерения и внушения: человек должен задавать себе критический вопрос ("я сплю или нет") по меньшей мере пять раз в день. Особенно полезно задавать себе критический вопрос в таких ситуациях, которые характерны для сновидений конкретного человека. Поскольку события в сновидении, происходящие в рефлексивной или предосознанной фазе (когда человек задает себе критический вопрос), как правило, менее хаотичны, чем в предыдущих фазах, для осознания во сне важно, чтобы человек попытался вспомнить события, которые происходили непосредственно перед задаванием вопроса; детали см. в работе Толи[1983, стр. 80-82].

Участники были проинструктированы, какие задания следует задавать спрайтам в ходе осознанного сновидения. Эти задачи включали в себя (1) письмо и рисование, (2) назвать слово, неизвестное для эго сновидения; подыскать рифму для заданного слова; сочинить стихотворение; (4) арифметические задачи: нужно было решать как простые задачи, так и сложные, требующие действия в уме, причем вычисления не должны были производиться эго сновидения перед этим. Наконец, испытуемые должны были задать спрайтам задачи на умножение и деление различной степени сложности.

В одном сновидении участникам разрешалось задавать нескольким спрайтам одно или более заданий (см. раздел "Разное" ниже). Отчеты о сновидениях записывались либо на бумаге, либо на магнитной ленте, немедленно после пробуждения. В начале исследования, никто из участников и экспериментатор не знали, до какой степени спрайты окажутся способными к выполнению заданий. Во время проведения исследования, участники не обсуждали свои отчеты со своими товарищами. Исследование продолжалось несколько месяцев.

[4]

РЕЗУЛЬТАТЫ
Наши исследования на сегодняшний день основаны на отчетах о 92 осознанных сновидениях. Каждый из участников предоставил по меньшей мере 6 отчетов. При оценке результатов важно принимать во внимание, что в нашем исследовании нас заботило лишь установление факта, смогут ли все появлявшиеся в сновидении спрайты выполнить задания, которые им давались.

Понятно, что индивидуальные отчеты о сновидениях являются субъективными, но некоторые закономерности, проявляющиеся в отчетах о сновидениях различных участников, обладают различной степенью объективности. Соответственно, если по меньшей мере трое участников сообщали, что спрайт успешно выполнил предложенное задание, мы считали, что данная задача может быть выполнена. Если рассматривать результаты в таком свете, то можно заявить, что многие спрайты были отзывчивы и оказались способными выполнить первые четыре задания. Однако количество правильных решений сильно менялось от одного участника к другому. Это количество, по всей видимости, зависит от того, насколько опытным дримером является участник, а также от условий, в которых спрайтам приходилось решать задачи. Чтобы проиллюстрировать решение заданий, мы приводим примеры для каждой из задач.

Задача 1: Рисование и письмо.
Пример 1. "...Тогда спрайт берет ручку у меня из рук и быстро, аккуратно рисует набросок на обложке журнала. С моей точки зрения, лицо на рисунке перевернуто. Удивленный, я переворачиваю журнал на 180 градусов, чтобы рассмотреть лицо повнимательнее. Рисунок не меняется; однако через некоторое время я вижу его "правильно" (рисунок перевернулся). На рисунке был изображен человек, играющий в пинбол; его голова наклонена, так что видны только нос и усы сверху. Я еще раз смотрю на изображение; аккуратнее нарисовать невозможно."

Пример 2. "Я прошу свою девушку что нибудь написать. Она очень медленно и немного коряво выводит буквы: "3ZWG" (я не понимаю, что это значит). Она стоит справа от меня, и, пока она рисует букву G, я ясно вижу движения руки, которые ее рука делает, выводя букву. Закончив, она уходит. Я возвращаю ее и прошу написать еще раз; теперь она стоит напротив меня и пишет на доске. Быстрыми движениями она выводит слово "Lippestraße" Надпись перевернута с моей точки зрения (она написала название улицы, на которой я живу). Ее почерк приятный и ровный, я очень доволен."

[5]

Этот и другие эксперименты подтверждают гипотезу о том, что некоторые из спрайтов способны писать и рисовать так, как если бы они наблюдали пространство сновидения со своей собственной позиции. Последний отчет имел интересное продолжение. Приблизительно через два месяца после сновидения, студент прокомментировал этот сон. Когда девушка написала "3ZWG" на доске, он сообразил, что это обычное сокращение для "3Zimmer-Wohnung" (трехкомнатная квартира). Это сокращение ассоциировалось с одной из его житейских проблем в то время. Его девушка хотела, чтобы он вместе сней переехал из своей квартиры на Липперштрассе в другую, трехкомнатную квартиру.

Такое развитие событий иллюстрирует один интересный момент, связанный с осознанными сновидениями, а именно: спрайты, очевидно, способны выражать нечто такое, значение чего сам дример не понимает, даже после того, как проснулся.

Задание 2: Называние неизвестного слова.
Пример 3: "Я встречаюсь в комнате со своей знакомой. Я прошу ее, как запланировал, назвать мне иностранное слово, которое я не знаю. Она тут же говорит: "Orlog. Слово Orlog описывает наши отношения." Я не могу ее понять, так как слово "Orlog" мне незнакомо. Потом я прошу ее объяснить, что значит это слово, а она отказывается, что его произносила, утверждая, что сказала слово "Charme" (очарование). Объясняя мне это, она глядит на меня предостерегающим взглядом.
Проснувшись, этот участник эксперимента поискал слово "Orlog" в словаре и обнаружил, что это голландское слово, обозначающее ссору. Здесь любопытный момент состоит в том, что спрайты оказываются способными лгать - факт, подтверждаемый другими экспериментами. (Дальнейшие примеры см. в разделе "Разное" ниже).

Задание 3: Подбор рифмы.
Пример 4: "Я еду по улице на машине и останавливаюсь, увидев незнакомого пожилого человека. Несколько секунд думаю, на какое бы слово предложить ему подобрать рифму, затем обращаюсь к нему: "Извините, не могли бы Вы помочь мне подобрать рифму к слову Tanne (ель)?" Он смотрит на меня недоуменным взглядом. Тем временем мне самому в голову приходят слова "Wanne" (ванна) и "Kanne" (кружка). Но незнакомец, однако, говорит "Panne" (авария). Это сразу же вызывает у меня воспоминание о ДТП, которое случилось со мной наяву несколько дней назад, когда сломалась моя машина. Затем вскоре я просыпаюсь. "

Задание 4: Сочинение стихов.
Пример 5: "Я спрашиваю группу психологов: "не могли бы вы сказать что нибудь обо мне стихами?" Психолог, который стоит ко мне ближе всех, говорит: "In dem Dunkel der Nacht/hat er sich umgebracht." (В ночную темноту себя он поместил) Стихотворение сразу же напоминает мне одно осознанное сновидение, которое было у меня несколько лет назад, когда у меня был некоторый кризис. Там я тоже слышал стихотворение, которое начиналось словами: "Ich ging in den Abend und suchte die Nacht die Gedanken in's Dunkel zu senken." (Я шел вечером и искал ночь, чтобы погрузить свои мысли в темноту) "

[6]
Дример, который был психологом, истолковал значение этого стихотворения так: оно означает, что он ослабел в ходе кризиса, через который он прошел, в то время, когда слышал во сне первое стихотворение. Для нас здесь важно, что спрайты не только могут вспоминать события, реально происходившие наяву, но также могут вспоминать более ранние сновидения.
Следующий отчет составил психолог, который в то время, когда ему приснился сон, страдал от неразделенной любви.

Пример 6. "Я лежу на лугу и смотрю на ночное небо. Передо мной появляются ангелоподобные существа - я не могу точно сказать, кто это такие. Я смотрю в небо и кричу: "Расскажите мне стихотворение", и затем слышу мелодичный, но грустный хор голосов, доносящихся сверху. Они поют на французском языке, а поскольку я не очень хорошо понимаю по французски, то у меня получается только разобрать первую строфу: "Chantez sur la maladie d'amour, c'est une melodie contre la vie" (Пойте о боли любви, это мелодия против жизни) "

Пример 7: "Я замечаю в коридоре маленького мальчика и говорю ему: "Расскажи мне строчку из стихотворения". Он отвечает: "Postal erhaelst Du Dein Geld direkt!" (Почтовое отделение передаст ваши деньги напрямую). Мне кажется, что это какая то выдержка из рекомендации по переводу денег, но выказываю свое недовольство по поводу того, что в этой строчке нет рифмы. Мальчик отвечает на это: "А, я ведь сказал не direkt, а direktal. Он выдумал новое слово, которое по смыслу где то тождественно слову "прямо". Окончательно его версия стихотворения была такой: "Postal erhaelst Du Dein Geld direktal" "

Задание 5: арифметика.
Пример 8: "Потом я вижу группу ребят 6-7-летнего возраста. Когда я спрашиваю одного из мальчишек, умеет ли он считать, пожилой человек (несомненно, их учитель), выходит вперед и говорит: "Эти ребята умеют решать простые задачи на счет" "Сколько будет дважды два?", спрашиваю я мальчишку. "Четыре", - сразу же отвечает он. "А трижды три?" - "Девять", отвечает мальчик, без всяких колебаний. Тогда я решаю спросить что нибудь посложнее. "Сколько будет трижды семь?" После небольшой паузы мальчик отвечает: "Восемнадцать". Я выражаю на своем лице недовольство, тогда учитель снова выходит вперед и говорит: "я же вам говорил, что они умеют решать только простые задачи. Мы на уроках арифметики еще не прошли дальше десяти" Я возвращаюсь на улицу, чтобы дать задачу кому нибудь из взрослых. Первым человеком, которого я вижу, оказывается хорошо одетый мужчина средних лет. "Не могли бы Вы решить пару примеров?" - спрашиваю я. Он делает отклоняющий жест рукой, давая понять, что он недоволен моей просьбой и не собирается ее выполнять. Следующий человек оказывается гораздо дружелюбнее. "Конечно!" - отвечает он - "Давай!". Ему, похоже, очень интересно. Я спрашиваю: "Сколько будет четыре умножить на четыре?" "Шестнадцать" - немедленно отвечает он. "Но ты что же, считаешь меня за дурака, задавая мне такие вопросы? Кажется, ты принял меня за ребенка" Его слова воодушевляют меня, поскольку я чувствую, что нашелся наконец кто то, по меньшей мере способный решить задачу, ответ которой я не знаю заранее. Я собираюсь дать ему задачу на умножение двух чисел между 10 и 20, но затем думаю, что это тоже окажется для него слишком легким. Поэтому я решаю дать ему умножить два числа, большие 20. Решаю спросить, сколько будет 21 умножить на 21. Однако это также окажется слишком легким для "профессора". Тем временем, последний, похоже, устал ждать. Он машет на прощание рукой и исчезает. Сильно расстроившись, я просыпаюсь"

[7]
Пример 9. "Поскольку я сомневаюсь в умственных способностях этого мальчишки, то начинаю с простого вопроса: "сколько будет один умножить на один?" "Один", отвечает мальчик. "А три умножить на четыре?" Мальчик на мгновение задумывается и отвечает: "одиннадцать". Тут я смеюсь и говорю: "ты даже простые примеры решать не умеешь. Ответ будет двенадцать!" На его лице появляется снисходительная улыбка. "Но я не решал твой пример. Я считал, сколько будет семь плюс четыре, а это будет одиннадцать, разве нет?" "

Хотя этот спрайт не справился с последней задачей, которую ему задал сновидящий, он проявил некоторую независимость ума. Спрайт сам сформулировал задачу, на которую затем дал правильный ответ. В более ранней статье [Tholey,1985] я подчеркивал, что (в 32 осознанных сновидениях девяти человек) ни одному из 60 спрайтов не удалось решить арифметический пример, в котором ответ был более 20. В последующих экспериментах оказалось, что некоторые спрайты способны решать задачи, ответ в которых больше, чем 20 (скажем, сколько будет 5 умножить на 5 или 6 умножить на 6). Однако, в каждом таком случае, ответ был наперед известен эго сновидения, прежде чем спрайт его дал.

РАЗНОЕ.
Пример 10. "Я решил поэкспериментировать во сне, и у меня возникла мысль полететь на Ямайку. Развалившись в кресле самолета, я вижу очеь симпатичную стюардессу. У нее длинные светлые волосы, она очень красивая, и она мне улыбается. Я спрашиваю: "Как тебя зовут, ты кто?" Она отвечает: "Меня зовут Кира, я твой сновиденный спутник. Я лечу с тобой. У меня возникает такое чувство, что я нашел в сновидении друга. Кира, словно догадавшись о том, что я хочу ее попросить, пишет свое имя на листке бумаги. Потом я спрашиваю ее, сколько будет 11 умножить на 11. Она задумывается, и потом говорит: 141. Мне требуется некоторое время, чтобы сообразить, что ответ неправильный. Потом я вспоминаю первоначальный замысел своего путешествия, и собираюсь продолжить путешествие вместе с Кирой"
[8]
Проснувшись, студент посмотрел имя "Кира" в специальном словаре и к своему удивлению обнаружил, что "Кира" - женский вариант греческого имени "Cyrillus", что означает "тот, кто принадлежит Господу", или "тот, кто посвящен Господу". Студент утверждал, что никогда раньше не слышал ни имени Кира, ни Cyrillus.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ.
Далее мы приводим краткий обзор результатов, которые возникли в общем ходе нашего исследования, и которые имеют особое значение в вопросе о сознании.Также будет рассмотрена способность спрайтов к обучению - тема, которая до сих пор почти не изучалась.

Спрайты проявляют особую изобретательность, когда возникает необходимость перехитрить эго сновидения. Если, скажем, попытаться посмотреть на них пристально, то они попытаются уклониться от прямого взгляда - начав моргать, или могут надеть капюшон либо выключить свет. Спрайты, которые появляются в сновидениях регулярно, часто ведут себя так, как если бы они чему то научились в ходе предыдущих сновидений. Если вы пристально смотрели на спрайта в предыдущем сновидении, то очень вероятно, что в следующем он появится в капюшоне, либо прибегнет к какому то другому методу избежать взгляда.

Также замечательно, что, хотя некоторые из спрайтов иногда пытаются в предосознанной фазе разубедить сновидца в том, что имеет место сон, другие фактически помогают сновидцу понять, что он спит. Это не только согласуется с гипотезой о том, что некоторые из спрайтов обладают сознанием, но, более того, показывают, что они могут осознаваться даже раньше, чем эго сновидения. В этом контексте наблюдается другой интересный факт: в некоторых случаях оказывается возможным назначить спрайту встречу в будущем сне, хотя подобные случаи являются редкими. В более ранней статье [Tholey,1985], я приводил пример, когда спрайт, которого сновидец встретил в осознанном сновидении, затем явился ему еще раз в сновидении обычном, и помог осознаться. Также было замечено, что некоторые спрайты оказываются способными вспоминать предыдущие сны и даже сообщать дримеру достоверную информацию о его прошлом (в реальном мире), которую сам дример уже забыл. Если самого спрайта спросить, обладает ли он сознанием, он может ответить нечто навроде: "Конечно, у меня есть сознание, но сомневаюсь, что оно есть у тебя, раз ты мне задаешь такие глупые вопросы"

Для исследования вопроса о том, обладают ли спрайты своим собственным сознанием, мы разработали метод, в котором используется "ядро эго", ядро эго сновидения, которое может покинуть собственное тело и войти в тело другого спрайта. В этом методе предполагается, что эго сновидения сможет непосредственно ощущать сознание этого другого спрайта, в особенности его мысли, чувства и намерения. Чтобы проиллюстрировать подобное "вхождение в тело другого спрайта", мы приводим пример, приведенный одной девушкой, которая в своих сновидениях встречалась с неким молодым человеком.
[9]
Пример 11. "...В этот момент я поняла, что сплю... Это было так, как если бы я стала осознавать свой дух, ту часть себя, о которой я думаю, как о своем "я", который отделился от своего тела и полетел к его телу. В этом бестелесном состоянии я была способна пользоваться всеми своими чувствами, чтобы ориентироваться - зрением, слухом, осязанием и т.д. После того, как я покинула тело, я все еще видела его, оно стояло, что то делало и разговаривало. Другими словами, со стороны было незаметно, что я покинула тело. И вот я полетела к этому парню и нырнула в его тело. Когда я это сделала, у меня появилось чувство контроля над всеми жизненными функциями его тела и его движениями. Я смотрела его глазами, смотрела на свое собственное тело, которое совершало какие то действия. Я также ощущала его дух, его сознание. Я читала его мысли, не зная, как это происходит... Я узнала, что он обо мне думает, какое впечатление я на него произвела, и чувства, которые у него ко мне есть..." [Tholey,1988, стр.283-284; другие примеры см. также в Tholey and Utecht, 1987]

ПРАКТИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ТЕРАПИИ.
Если рассматривать результаты наших исследований в целом, необходимо подчеркнуть следующий момент: несмотря на то, что способности спрайтов к арифметике не превосходят таковые учеников начальных классов, по крайней мере некоторые из них оказываются способными совершать замечательные и нетривиальные действия в других областях. В других исследованиях мы также стремились найти такие задачи, которые бы спрайтам оказались совершенно не под силу, но пока нам не удалось найти ни одной.
Хотя мы не акцентировали внимание на этом факте, из описанных здесь примеров совершенно ясно видно, что спрайты ведут себя так, как если бы у них были свои собственные чувства и намерения. Таким образом, с эмпирической точки зрения, наши исследования скорее подтверждают, чем опровергают гипотезу о том, что спрайты обладаюст своим собственным сознанием.

Хотя никогда не окажется возможным доказать эту гипотезу совершенно точно, мы, на основании полученных нами результатов, заключаем, что с практической точки зрения к спрайтам необходимо относиться так серьезно, как если бы они обладали собственным сознанием. Кроме того, отсюда следует, что не следует проявлять агрессивность, чтобы разрешить спор со спрайтами, но нужно открыто обсуждать с ними спорные проблемы. Если применяется такой подход, то агрессивные спрайты часто оказываются более готовы мирно разрешить диспут со сновидцем [Tholey,1988]. Если этого удастся достигнуть, то в результате возможно немедленное прекращение ночных кошмаров и симптомов невротических страхов в состоянии бодрствования.

Почему это является важным? В общих чертах можно сказать, что появление враждебного, агрессивного спрайта может являться символическим отражением внутреннего психологического конфликта. Агрессивный спрайт часто является персонификацией "диссоциированной", "подваленной" или "изолированной" подсистемы личности. В результате проведения мирного диалога со спрайтом эта, первоначально изолированная, система окажется способной взаимодействовать с другими системами, что в конечном итоге приведет к ее интеграции в целостную личность [Tholey,1988] Наши последние результаты показывают, что упоминавшаяся выше техника, при которой "ядро эго" входит в тело другого спрайта, оказывается более эффективной, чем проведение диалога с ним, но, вообще говоря, она требует больше практики.

[10]
Когда подсистемы личности становятся изолированными, большая опасность состоит в том, что они могут начать поглощать большее количество энергии под влиянием неблагоприятных обстоятельств, что впоследствии может привести к невротической диссоциации личности. В тяжелых случаях может наблюдаться расщепление на несколько частичных личностей, которые, в свою очередь, могут перехватывать контроль над моторно-двигательной системой, включая речь и мимику. В моей более ранней статье [1985] отмечалось, что даже в случае столь серьезных нарушений, конструктивный диалог с терапевтом и с частичными личностями может привести к серьезному успеху. Я также подчеркивал серьезное различие между подобными диалогами и теми диалогами, которые происходят между эго сновидения и другими спрайтами, а именно, в случае серьезных нарушений диалог обычно направляет терапевт, который вначале подвергает пациента гипнозу. Недавно я познакомился со статьей Салли[1985], который показывает, что работа со сновидениями также оказывается эффективной при лечении пациентов, страдающих расщеплением личности. Его объяснения подтверждают гипотезу о том, что подсистемы личности, которые при других условиях изолированы друг от друга, в сновидениях могут входить в тесный динамический контакт. Поэтому работа с осознанными сновидениями, по сравнению с работой со сновидениями неосознанными, может вызвать более быстрый исцеляющий эффект, и не только в случае невротических пациентов [Tholey,1988], но и в случае пациентов с расщеплением личности.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ.
Мы разработали серию дальнейших экспериментов для психофизиологического исследования сознания спрайтов, и уже приступили к их выполнению. Однако, в заключение мы хотели бы вкратце осветить некоторые детали возможных психофизиологических экспериментов. Лаберж [1983] показал, что в осознанных сновидениях, когда эго сновидения начинает новые действия, происходят изменения в ЭЭГ, аналогичные тем, которые наблюдаются в бодрствующем состоянии. Следующим логическим шагом было бы исследование вопроса, возникают ли аналогичные изменения, когда новые действия начинают другие спрайты (в идеале, эго сновидения должно продолжать прежние действия).
[11]
IВ более ранней работе [Tholey,1977] я предполагал, что эго сновидения способно передавать информацию во "внешний мир" посредством движения глаз и через ЭЭГ. (Позднее эти предположения оказались справедливыми). Это подводит нас к вопросу, способны ли другие спрайты также передавать сигналы во внешний мир. Если, скажем, в случае расщепления личности, различные части личности способны перехватывать управление двигательной системой, то и спрайты в принципе могут оказаться способными конторлировать физиологические параметры, такие, как ЭЭГ.
Результаты феноменологических исследований, похоже, подтверждают это предположение. В только что упомянутой статье я обращал внимание на тот факт, что если эго сновидения перестает двигаться, это приводит к пробуждению. В последних экспериментах обнаружилось, что если к эго сновидения обращаются спрайты с просьбой посмотреть на них пристально в упор, это также приводит к пробуждению. Необходимы психофизиологические эксперименты, чтобы достоверно убедиться в этом.

В настоящее время мы используем аппарат, который первоначально задумывался для индукции осознанных сновидений. С помощью этого прибора возможно осуществлять двустороннюю связь между аппаратом и эго сновидения. Другими словами, эго сновидения может посылать аппарату сигналы посредством ЭЭГ, а аппарат может - с некоторой задержкой во времени - отсылать сигналы назад: эти сигналы не превосходят порога, необходимого для пробуждения. Сейчас проводятся работы по улучшению этого прибора, так что, возможно, на вопрос о том, могут ли спрайты посылать сигналы во внешний мир, будет дан определенный ответ.

17 февраля 1989 г.

ЛИТЕРАТУРА:
DUNCKER, K. (1947) Phenomenology and epistemology of consciousness of objects.
Philosophical and Phenomenological Research 7, 505-541.
KRIST, H. (1981) Empirische Studien uber Klartraume. Unpublished diploma thesis, Univer. Frankfurt/Main.
LABERGE S.P. (1983) Psychophysical parallelism in lucid dreams. Lucidity Letter, 3/4(4), 3-4.
LEWIN, K. (1936) Principles of topological psychology. New York: McGraw-Hill.
SALLEY R.D. (1985) Dream work in a case of multiple personality. ASD (Association for the Study of Dreams)- Newsletter, 2(4), 1-4.
THOLEY P,. (1977) Der Klartraum: Seine Funktion in der experimentellen Traurnforschung. In
W. Tack (Ed.), Bericht uber den 30 Kongress der Deutschen Gesellschaft fur Psychologie in Regensburg, 1976. Gottingen: Hogrefe. Pp. 376-378.
THOLEY, P. (1981) Empirische Untersuchungen iiber Klartraume. Gestalt Theory, 3, 21-62.
THOLEY, P. (1983) Techniques for inducing and manipulating lucid dreams. Perceptual and Motor Skills, 57, 79-90.
THOLEY, P. (1985) Haben Traumgestalten ein eigenes Bewusstsein? Eine experirnentellphanomenologische Studie. Gestalt Theory, 7, 29-46.
THOLEY, P. (1986) Deshalb Phanomenologie. Anmerkungen zur experimentell-phanomenologischen Methode. Gestalt Theory, 8, 144-163.
THOLEY, P. (1988) A model for lucidity training as a means of self-healing and psychological growth.
In J. Gackenbach & S. P. LaBerge (Eds.), Conscious mind, sleeping brain: new perspectives on lucid dreaming. New York: Plenum. Pp. 263-287.
THOLEY, P. & UTECHT, K . (1987) Schopferisch Traumen, Der Klartraum als Lebenshilfe. Niedernhausen: Falkenverlag.


--------------------
Visita Interiora Terrae Rectificando Invenies Occultum Lapidem Veram Medicinam
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Phil
сообщение 28.9.2017, 10:53
Сообщение #5


Любитель
**********

Группа: Пользователи
Сообщений: 7 602
Регистрация: 22.4.2008
Пользователь №: 8 917
Знак Зодиака:
Страна:




Огромная благодарность за перевод.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Montenegro
сообщение 28.9.2017, 17:36
Сообщение #6


Свой человек
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 301
Регистрация: 16.5.2015
Из: С-Пб
Пользователь №: 168 442
Знак Зодиака:
Страна:




Спасибо за ещё один перевод.
Интересно было бы назначить спрайта ответственным за помощь в осознании. Главное, чтобы это потом не вышло боком, когда раз за разом рядом будет появляться всё более обученный персонаж. Гармоничное развитие мне видится более правильным.
Особенно интересна часть, посвящённая терапии путём беседы и вселения в тело спрайта.


--------------------
"В раю каждого из нас ждут вечное блаженство, успокоение и десять штук зелени". Эрик Картман, "South Park".
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
mcquadrat
сообщение 29.9.2017, 0:29
Сообщение #7


mc2
********

Группа: Пользователи
Сообщений: 1 600
Регистрация: 26.11.2013
Пользователь №: 146 539
Знак Зодиака:
Страна:




За теплые отзывы и вам спасибо smile2.gif
Кстати, если у кого нибудь есть на примете текст на английском по нашей теме, который был бы достоин перевода - дайте знать, я при случае занялся бы))


--------------------
Visita Interiora Terrae Rectificando Invenies Occultum Lapidem Veram Medicinam
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Phil
сообщение 29.9.2017, 11:38
Сообщение #8


Любитель
**********

Группа: Пользователи
Сообщений: 7 602
Регистрация: 22.4.2008
Пользователь №: 8 917
Знак Зодиака:
Страна:




Обязательно! По снаи и ВТО ещё очень много есть книжек! Надо будет глянуть, что там есть, в непереведённом.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Мистерио
сообщение 29.9.2017, 18:14
Сообщение #9


Один из многих
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 87
Регистрация: 18.1.2016
Пользователь №: 177 801
Знак Зодиака:
Страна:




Так и не написали, с помощью какой техники, они протаскивали память о задании эксперимента, в сон. bl.gif
А технику для осознания использую похожую ab.gif , главное когда просыпаешься спрашивать себя,о том спишь ли. Так как момент появления во сне, и пробуждение в реале несколько схожи.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Phil
сообщение 30.9.2017, 16:17
Сообщение #10


Любитель
**********

Группа: Пользователи
Сообщений: 7 602
Регистрация: 22.4.2008
Пользователь №: 8 917
Знак Зодиака:
Страна:




Цитата(mcquadrat @ 28.9.2017, 23:29) *
Кстати, если у кого нибудь есть на примете текст на английском по нашей теме, который был бы достоин перевода - дайте знать, я при случае занялся бы))

О! Одна уже нашлась ab.gif

Astral Projection - Amazing Journeys Outside Your Body by Abhishek Agarwal

Если есть желание - удачи! Потому к её перевода я ещё не встречал.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
mcquadrat
сообщение 30.9.2017, 21:29
Сообщение #11


mc2
********

Группа: Пользователи
Сообщений: 1 600
Регистрация: 26.11.2013
Пользователь №: 146 539
Знак Зодиака:
Страна:




Цитата(Phil @ 30.9.2017, 15:17) *
О! Одна уже нашлась ab.gif

Astral Projection - Amazing Journeys Outside Your Body by Abhishek Agarwal

Если есть желание - удачи! Потому к её перевода я ещё не встречал.

Спасибо, я посмотрю что это такое. Однако должен предупредить: у меня у самого на примете уже есть еще четыре - пять статей по тематике сновидений из серьезных научных журналов. Поэтому если соберусь что нибудь переводить - мне придется делать выбор ab.gif


--------------------
Visita Interiora Terrae Rectificando Invenies Occultum Lapidem Veram Medicinam
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Montenegro
сообщение 30.9.2017, 22:26
Сообщение #12


Свой человек
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 301
Регистрация: 16.5.2015
Из: С-Пб
Пользователь №: 168 442
Знак Зодиака:
Страна:




Выскажу своё IMHO. Думаю, статьи были бы полезней для форума. Здесь явно наблюдается дефицит подобной информации. Серьёзные материалы могут привлечь на форум серьёзных людей, а это всем в плюс )


--------------------
"В раю каждого из нас ждут вечное блаженство, успокоение и десять штук зелени". Эрик Картман, "South Park".
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Dim
сообщение 1.10.2017, 11:45
Сообщение #13


Матёрый юзер
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 581
Регистрация: 15.6.2015
Из: Челябинск
Пользователь №: 169 464
Знак Зодиака:
Страна:




Было интересно, спасибо!) Тем не менее, я отказываюсь верить, что нет способов однозначно определить наличие самосознания у спрайтов. Мне кажется, что именно спрайты являются ключом к тайнам сновидений, а значит надо копать тему, пробовать новые задумки и эксперементировать, до тех пор, пока не удастся что-нибудь интересное накопать. Например, я бы не отказался заиметь себе постоянного помощника в сновидениях, однако как такого создать? Вопрос.

Сообщение отредактировал Dim - 1.10.2017, 11:46
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Phil
сообщение 1.10.2017, 16:31
Сообщение #14


Любитель
**********

Группа: Пользователи
Сообщений: 7 602
Регистрация: 22.4.2008
Пользователь №: 8 917
Знак Зодиака:
Страна:




Цитата(Montenegro @ 30.9.2017, 21:26) *
Выскажу своё IMHO. Думаю, статьи были бы полезней для форума. Здесь явно наблюдается дефицит подобной информации. Серьёзные материалы могут привлечь на форум серьёзных людей, а это всем в плюс )

Насчёт "серьёзных людей" - даже и не знаю, что отписать ab.gif но вот что дефицит - это точно. Так что приму любой выбор. И если есть что-то на очереди уже - то готов и подождать. Ждал же я до сих пор? ab.gif

А книжки точно есть. Тут на "Дорогах" проскакивала подборка, так там есть весьма интересные вещи. И приведённая тут - как раз из неё. Но это из уже известных. А если покопаться по сети, но почти наверняка найдутся и более "последние" работы в обрасти ОСов и ВТО. Того же Лаберже, например, или кого ещё из его института. Или каких ещё дримеров типа Ваггонера - это вообще на вес золота, с его-то опытом!
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Montenegro
сообщение 1.10.2017, 17:59
Сообщение #15


Свой человек
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 301
Регистрация: 16.5.2015
Из: С-Пб
Пользователь №: 168 442
Знак Зодиака:
Страна:




Цитата(Phil @ 1.10.2017, 17:31) *
Насчёт "серьёзных людей" - даже и не знаю, что отписать ab.gif

Не бери в голову ab.gif


--------------------
"В раю каждого из нас ждут вечное блаженство, успокоение и десять штук зелени". Эрик Картман, "South Park".
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Montenegro
сообщение 4.10.2017, 0:45
Сообщение #16


Свой человек
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 301
Регистрация: 16.5.2015
Из: С-Пб
Пользователь №: 168 442
Знак Зодиака:
Страна:




Вот файл, о котором писал сегодня Dim. Займёшься? ))

Прикрепленный файл  CIA_RDP96_00788R001700210016_5_Analisys_and_Assessment_of_Gateway_Process.pdf ( 2.33 мегабайт ) Кол-во скачиваний: 5


--------------------
"В раю каждого из нас ждут вечное блаженство, успокоение и десять штук зелени". Эрик Картман, "South Park".
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
mcquadrat
сообщение 5.10.2017, 0:20
Сообщение #17


mc2
********

Группа: Пользователи
Сообщений: 1 600
Регистрация: 26.11.2013
Пользователь №: 146 539
Знак Зодиака:
Страна:




Цитата(Montenegro @ 3.10.2017, 23:45) *
Вот файл, о котором писал сегодня Dim. Займёшься? ))

Я посмотрел)) Это действительно любопытный документ, который стоило бы перевести.
Но я уже начал переводить другую статью ab.gif Так что этим, может быть, и займусь, но позже.
К сожалению, у меня не получается затратить на эти переводы столько времени, сколько самому хотелось бы. Надеюсь на понимание smile2.gif


--------------------
Visita Interiora Terrae Rectificando Invenies Occultum Lapidem Veram Medicinam
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Phil
сообщение 5.10.2017, 10:47
Сообщение #18


Любитель
**********

Группа: Пользователи
Сообщений: 7 602
Регистрация: 22.4.2008
Пользователь №: 8 917
Знак Зодиака:
Страна:




Понимание есть ab.gif Потому как из-за дефицита времени у самого отложено сто-олько проектов...
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
mcquadrat
сообщение 14.10.2017, 14:23
Сообщение #19


mc2
********

Группа: Пользователи
Сообщений: 1 600
Регистрация: 26.11.2013
Пользователь №: 146 539
Знак Зодиака:
Страна:




Перевел еще одну статью. После перевода у меня остались смешанные чувства smile2.gif Дело в том, что она статья оказалась слишком сложная, но когда я понял это, было уже поздно: я уже перевел достаточно большую часть, а бросать начатую работу мне очень не хотелось. Поэтому, а также потому что текст довольно большой - 160 кБайт - выкладываю полный текст перевода на файлообменник, а здесь, думаю, лучше привести только самое начало, чтобы прояснить, о чем там речь:
Цитата
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И СОЗНАТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ В СНОВИДЕНИЯХ
Дж.А. Хобсон, Ч.Ч. Хонг, К.Дж. Фристон
опубликовано в Frontiers in Psychology, 2014; 5: 1133.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
В этой статье исследуется предположение о том, что мозг от природы снабжен некоторым генератором виртуальной реальности, который, благодаря приобретаемой с опытом пластичности, формирует предсказывающую модель реального мира. Эта модель, которая наиболее явно проявляется в сновидениях, происходящих во время БДГ-фазы, может послужить своего рода тренажером для сознательного опыта. Данные, полученные путем функциональной нейровизуализации активности мозга, которая по времени совпадает с БДГ-фазой, подтверждает точку зрения о том, что бодрствующее сознание возникает из БДГ-сна, и что сновидения полагают основу для дневного восприятия. С этой точки зрения, мозг снабжен виртуальной моделью мира, которая генерирует предсказания получаемых из него ощущений. Эта модель непрерывно обновляется и совершенствуется по мере того, как возникают ошибки в предсказаниях сенсорных сигналов, чтобы обеспечить адекватное восприятие, но это совершенствование происходит не в сновидениях. Напротив, сновидения играют существенную роль в поддержании и увеличении емкости модели мира, минимизируя сложность модели мира и, следовательно, максимизируя статистическую и термодинамическую эффективность. С этой точки зрения, сознание соответствует встроенному процессу мышления, реализующемуся путем порождения виртуальной реальности (как во сне, так и в бодрствовании). Вкратце, наше предположение или гипотеза состоит в том, что в состоянии бодрствования мозг занимается тем, что предсказывает поступающие из внешнего мира ощущения, тогда как во сне порождающая модель мозга активно обновляется, чтобы она была способна делать более эффективные предсказания наяву. Мы рассматриваем данные, подтверждающие эту гипотезу, согласно которым сознание основывается на биофизических вычислениях, нейронная и нейрохимическая инфраструктура которых выявляется в ходе изучения сновидений.

ВВЕДЕНИЕ.
Что сны и сновидения могут сказать нам о сознании? Ответ, который дается в этой статье, рассматривает сознания в бодрствовании и во сне, как дополнительные, нуждающиеся друг в друге. Вывод об этой взаимной зависимости основывается на том, что мозг - это орган мышления, который генерирует модели виртуальной реальности, чтобы объяснить сигналы, которые в бодрствовании поступают от органов чувств, и оптимизирующий эти модели во время сна. Эта точка зрения согласуется с данными нейробиологии сна и феноменологии сновидений. В этой статье рассматриваются данные, которые связывают активное (сознательное и бессознательное) мышление в бодрствовании и в период БДГ-фазы сна.
Наше восприятие в бодрствовании базируется на реконструкции мира, осуществляемой мозгом - он делает предположения и гипотезы, объясняющие сигналы, которые поступают через органы чувств из внешнего мира. В этой статье выдвигается предположение, что способность моделировать мир лежит в основе восприятия как в состоянии бодрствования, так и во сне. Затем мы предполагаем, что сновидения являются своего рода необходимой прелюдией к дневному восприятию. Если говорить кратко, мы связываем сознательное (и бессознательное) восприятие с предсказаниями сигналов, поступающих в состоянии бодрствования от органов чувств - предсказаниями, которые генерируются внутренней моделью, которая отвечает за такие предсказания и (статистически) моделирует сенсорные данные. Что важно, оптимизация этой модели, проводимая во сне, основана на тех же самых нейронных механизмах (напр. синаптическая активность и пластичность), которые задействованы во время дневного восприятия.
В этом заключается функциональное (оптимизация модели) и феноменологическое (выводы из ощущений) назначение сновидений. Поскольку сновидения тесно связаны с БДГ-фазой сна, статистические и энергетические функции БДГ-фазы могут, следовательно, пролить свет на сознательные и бессознательные процессы. В БДГ-фазе мозг освобождается от подчинения органам чувств, раскрывая свои конструктивные и интегрирующие процессы. Как отмечалось Ревонсуо, "в сновидениях сознание проявляется в совершенно особенной, чистой и изолированной форме". Наше предположение состоит в том, что эта свобода необходима для оптимизации модели, в ходе которой мозг может репетировать фиктивные сценарии, которые могут либо встретиться затем в реальном мире, либо нет.

В этой статье исследуется феноменология сновидений, нейрофизиология БДГ-фазы, ее онтогенез, филогенез, и ее проявления по ходу жизни - все это может быть объяснено гипотезой о виртуальной реальности. Применяя к этим данным гельмгольцевскую формулировку мыслящего мозга, можно получить новые статистические и термодинамические принципы, которые позволяют увеличить объяснительную силу гипотезы о виртуальной реальности и могут пролить новый свет на природу сознания и его расстройств. Мы укажем на перспективные направления исследования, которые устанавливают справедливость нашей гипотезы; в частности, те, которые относятся к мыслительным процессам, на которых основано сознание. Понятия Эго и Самости, появляющиеся в ходе этого исследования, возникли в значительной степени благодаря работам физиологов и философов, которые основательно исследовали предсказательные свойства мозга, которые обеспечивают механизм интерпретации сенсорных данных сознанием от первого лица. С этой точки зрения, сознание - это динамическая конструкция мозга, которая возникает в ходе сна (и еще до рождения), а затем переносится - изменяясь по мере необходимости - в бодрствование.
В частности, мы предполагаем, что БДГ-фаза служит для повторной проверки и оптимизации порождающей модели, которой обладает сознание, с учетом полученного дневного опыта. Такое обновление основывается на максимизации статистической - и неявно термодинамической - эффективности порождающих моделей сознания. Другими словами, БДГ-фаза необходима, чтобы уменьшить сложность этих моделей. Наш акцент на личностном аспекте сознания обусловлен тем наблюдением, что сновидения почти всегда происходят "от первого лица". Мы рассматриваем этот факт как подтверждение идеи о том, что модель сознания - это конструкция мозга, которая является основой для феноменологического опыта. Другими словами, сознание - это некоторый основной эпицентр, который черпает ощущения из окружающего мира.
Эта статья состоит из двух частей: в первых двух разделах мы даем обзор некоторых важных феноменологических и нейробиологических аспектов снов и сновидений. В четырех оставшихся - закладываем наш теоретический фундамент и затем пытаемся объяснить те опытные факты, которые изложены в первых двух разделах. Более подробно, сначала мы даем обзор феноменологии сновидений, обращая особое внимание на сновидения происходящие во время БДГ-фазы. Затем мы даем подборку некоторых нейробиологических результатов в области исследования сна, проясняющих функциональную анатомию БДГ-фазы. Здесь в фокусе нашего внимания как ранние нейрофизиологические открытия, так и более современные исследования, основанные на сканировании мозга и на нейрофизиологических методах. Этот раздел заканчивается кратким рассмотрением осознанных сновидений, которое содержит важные результаты для понимания иерархических моделей мозга. Третий раздел содержит введение в Гельмгольцевы перспективные и порождающие модели, которые служат связным звеном между гипотезой виртуальной реальности и гипотезой байесовского мозга. В частности, мы рассмотрим чувственное восприятие в сновидениях и в бодрствовании с точки зрения упреждающего кодирования, а также роль сна в оптимизации байесовской модели. Следующий раздел посвящен оптимизации; там подчеркивается фундаментальная связь между термодинамической и статистической эффективностью, которая обеспечивается оптимизацией байесовской модели. В предпоследнем разделе рассматриваются эмпирические результаты, раскрывающие роль сна и сновидений, которая в последнем разделе рассматривается с философской точки зрения.


Полный текст тут:
VR.txt
Особые извинения хочу принести за возможные искажения в нейробиологической и медицинской терминологии, в особенности это касается названий различных областей мозга: я не специалист и мог все извратить)))



--------------------
Visita Interiora Terrae Rectificando Invenies Occultum Lapidem Veram Medicinam
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Phil
сообщение 14.10.2017, 16:09
Сообщение #20


Любитель
**********

Группа: Пользователи
Сообщений: 7 602
Регистрация: 22.4.2008
Пользователь №: 8 917
Знак Зодиака:
Страна:




Весьма интересно, спасибо.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

2 страниц V   1 2 >
Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

Текстовая версия Сейчас: 18.11.2017, 21:55